Казахская железная дорога. Ктж, или страна буранных полустанков

Железнодорожный комплекс любой страны служит важнейшей составляющей ее транспортной системы. Не является исключением и Казахстан. Его транспортная система развивалась с учетом формирования важнейших отраслей экономики, в числе которых топливно-энергетическая, строительная, агропромышленная, горно-металлургическая и другие отрасли народного хозяйства. При этом она обеспечивала взаимосвязь между всеми этими видами производств.

Современное состояние

Важнейшаяя отрасль Казахстана обладает разветвленной сетью дорог. Протяженность железнодорожных путей страны составляет 15 341 км. Из них 6 тыс. двухпутные, а около 5 тыс. - электрифицированные. Длина главных путей Казахстанской железнодорожной отрасли равна 18,8 тыс. км, а специальных и станционных - 6,7 тыс. км.

Значение этой отрасли весьма велико. И это подтверждается тем фактом, что на долю Казахстанской железной дороги приходится более 68 процентов всех грузоперевозок страны и свыше 57 процентов ее пассажирооборота. Также в этой отрасли занято около одного процента ее жителей.

Большая часть сетей находится в ведении Казахстанской железной дороги. И только малая их доля принадлежит нефтедобывающей и горнодобывающей отрасли.

Начало большого пути

Казахстанская железная дорога появилась в 1893-1894 гг. Именно в этот период была построена узкоколейная линия, соединившая Покровскую Слободу и Уральск. Ее протяженность составила 369 км, 113 из которых пролегали по территории Казахстана.

Через страну, в районе Петропавловска, было проведено также 190 км Транссиба.
Тем не менее годом основания Казахстанской железной дороги считается 1904-й. Именно тогда началось первое крупное строительство путей на территории страны. Это была Оренбург-Ташкентская магистраль, введенная в эксплуатацию в 1905-1906 гг. Дорога соединила Среднюю Азию с европейской Россией.

Вдоль этой железнодорожной линии выросли промышленные центры и города Туркестан и Актюбинск, Аральск, Новоказалинск, Кызылорда и многие другие. Продолжалось развитие железнодорожной сети Казахстана и в советское время. В 1964 г. в стране появился первый электрифицированный участок между Карагандой и Целиноградом. В Степногорске начала перевозить пассажиров городская электричка.

Независимость

Некоторые трудности начала испытывать Казахстанская железная дорога, ставшая самостоятельной в 90-х годах прошлого века. Ведь сообщение между ее отдельными областями было затруднено из-за необходимости в пересечении российских границ. В связи с этим в стране было построено три участка железнодорожных линий, которые полностью находились на территории Республики.

В мае 2013 г. состоялось открытие маршрута из Казахстана в соседний Туркменистан. В июле 2012 г. началось возведение двух магистралей внутригосударственного значения. Реализация данных проектов позволила значительно сократить расстояние от Жезказгана и Астаны до юго-западных областей Республики.

Становление структуры

19.10.1940 г. вышло совместное Постановление ЦК ВКП(б) и Совета НКСССР, по которому была организовано новое предприятие, получившее название «Карагандинская железная дорога». Этим документом и было положено начало процесса создания структуры железнодорожного транспорта Казахстана. Новое Постановление Правительства увидело свет 01.07.1958 г. Согласно ему, была образована «Казахская железная дорога», которая явилась самой крупной на территории СССР. Ее протяженность в те годы составляла более 11 тыс. км, а в структуру входило 15 отделений, объединяющих магистрали, соединяющие республику с Уралом и Сибирью, Кыргызстаном, Средней Азией и Поволжьем.

Реструктуризация предприятия произошла в апреле 1977 г. Тогда на его базе было образовано три дороги - «Алма-Атинская», «Целинная» и «Западно-Казахстанская». Но после их объединили. В результате возникло новое республиканское предприятие государственной собственности, которое назвали «Казахстан Темир Жолы». Оно было создано согласно Постановления, которое было принято Правительством Республики Казахстан 31.01.1997 г. за № 129. Основным его вопросом была реорганизация предприятий, работающих в железнодорожной сфере. Целью слияния Управлений трех различных дорог явилась оптимизация структуры, руководящей перевозочным процессом. При этом были ликвидированы ненужные звенья, что привело к финансово-экономическому оздоровлению железнодорожной отрасли.

15.03.2002 г. вышло новое Постановление Правительства № 310. Оно стало началом создания акционерного общества закрытого типа под названием «Национальная компания «Казахстан Темир Жолы». Его сформировали на базе одноименного государственного республиканского предприятия.

02.04.2004 г., согласно закону «Об акционерных обществах», ЗАО «НК КТЖ» было перерегистрировано. После этого оно стало именоваться АО «НК КТЖ».

Собственник и руководство

Компания имеет одного акционера. Это «Самрук Кызына» - национальный фонд, сто процентов акций которого находятся в ведении государства. Обладая на то правовыми полномочиями, фонд способствует решению задач, позволяющих повысить прозрачность бюджета АО, а также по осуществлению более качественного корпоративного управления. Кроме того, он руководит деятельностью КТЖ посредством совета директоров. Оперативная работа предприятия при этом не затрагивается.

Работу КТЖ контролирует Министерство транспорта и коммуникаций Казахстана. При этом оно, являясь на то уполномоченным органом, обеспечивает содействие в реализации политики Правительства в сфере железнодорожного транспорта. Вместе с агентством «Самрук-Казына», занимающимся вопросами регулирования работы естественных монополий, Министерство транспорта утверждает список членов совета директоров, которым, в свою очередь, выносится решение о назначении на должность председателя этого совета директоров и о принятии годовых отчетов. Кандидатуру на эту должность предлагает президент страны. Начиная с июня 2009 г. этот пост занимает Тимур Кулибаев.

Железнодорожный транспорт Казахстана управляется с использованием вертикальной системы. Это позволяет в значительной мере оптимизировать материально-техническое снабжение, а также оперативно управлять всеми имеющимися производственными запасами. Все это оказывает позитивное влияние на эффективность перевозок и их дальнейшую оптимизацию. Сегодня проводятся активные работы по усовершенствованию организационной структуры АО «КТЖ».

Состав правления

В списке руководства Казахстанской железной дороги находятся:

  1. Аскар Мамин. С апреля 2008 г. он занимает должность Председателя правления, президента АО «НК КТЖ».
  2. Ермек Кизатов, с 2008 г. - вице-президент.
  3. Ерик Султанов, с 2008 г. - вице-президент по обеспечению.
  4. Канат Алпысбаев, с 2008 г. - вице-президент по финансам и экономике.
  5. Асхат Акчурин, с 2008 г. - вице-президент по социальным вопросам и по управлению персоналом.
  6. Ерхат Искалиев, с 2011 г. - вице-президент по логистике.
  7. Бейбит Жусулов - советник президента.
  8. Канат Альмагаметов - руководитель аппарата, управляющий директор.
  9. Рустам Хасенов - управляющий директор, занимающийся правовыми вопросами.
  10. Алмас Лепесбаев - управляющий директор по вопросам экономики.
  11. Елена Лепская - финансовый управляющий директор.
  12. Бауржан Урынбасаров - управляющий директор, в ведении которого находится эксплуатационная работа.

Подразделения

В железнодорожную инфраструктуру АО «НК КТЖ» входит 13 отделений. В их списке следующие:

  1. Акмолинское.
  2. Костанайское.
  3. Карагандинское.
  4. Семипалатинское.
  5. Алматинское.
  6. Защитинское.
  7. Джамбульское.
  8. Шымкантское.
  9. Кзыл-Ординское.
  10. Актюбинское.
  11. Павлодарское.
  12. Уральское.
  13. Атырауское.

Деятельность

Железнодорожная отрасль является одним из важнейших звеньев производственной инфраструктуры Казахстана. Страна не имеет прямого выхода к морю. Для нее также характерно отсутствие судоходных рек. В связи с этим, а также в силу малой развитости автомобильных перевозок железнодорожному транспорту приходится решать важнейшие задачи в экономической сфере всей страны.

Основная часть путей АО «НК КТЖ» находится на территории Республики. Это 97,5 % от их общей протяженности. И только незначительная длина линий (2,5 %) располагается в приграничных с Россией зонах.

Грузоперевозки

На сегодняшний день среди основных клиентов железной дороги Казахстана находятся крупнейшие предприятия, входящие в структуру добывающей промышленности. Именно их заказы обеспечивают 80 % объема грузовых перевозок КТЖ. В число таких предприятий входят такие акционерные общества, как:

  • ТОО «Тенгизшевростройл».
  • «Казцинк».
  • «Корпорация Казахмыс».
  • «ПетроКазахстан».
  • «Алюминий Казахстана».
  • «ТНК Казхром».

Все эти предприятия работают в Карагандинском и Экибастузском угольных бассейнах. Согласно данным на 2010 г., грузооборот Казахстанской железной дороги составил 213 млрд тонно-километров. При этом объем перевозимых грузов в 2009 г. вышел на отметку 268 млн тонн. Тридцать пять процентов из этого количества было отправлено на экспорт. На межобластных линиях грузоперевозки составили 53 %. Работа по импортированию осуществлялась с 6 % поставок. Транзитом через Республику прошло также 6 % грузов.

Перевозки пассажиров

14.07.1998 г. в структуре государственного республиканского предприятия «Казахстан Темир Жолы» появилось дочернее предприятие. Благодаря этому пассажирские перевозки КТЖ были переведены на рельсы самостоятельной деятельности. Назвали это дочернее государственное предприятие «Пассажирские перевозки». В 2002 г. в связи с реорганизацией КТЖ на его базе было сформировано одноименное акционерное общество.

В 2004 г. обеспечивающую и сервисную деятельность этого АО коснулись очередные изменения. В результате проделанной работы было произведено ее некоторое отделение. Это, в свою очередь, вылилось в изменение целевого субсидирования перевозок пассажиров. Его АО стало получать из местных и республиканского бюджетов.

Программой реструктуризации было предусмотрено создание семи акционерных обществ, которые стали входить в состав АО «Пассажирские перевозки». В их числе:

  1. «Алматинский вагоноремонтный завод».
  2. «Пригородные перевозки».
  3. «Вокзал-сервис».
  4. «Багажные перевозки».
  5. «Вагонсервис».
  6. «Пассажирская вагонная лизинговая компания».
  7. ТОО «Жолсерик-Алматы», переименованный в 2005 г. в «Жолаушылартранс».

25.12.2004 г. Правительство Республики Казахстан приняло Постановление, согласно которому АО «Пассажирские перевозки» получило статус национального перевозчика.

На сегодняшний день в структуре этого акционерного общества находятся четыре филиала:

  1. «Экспресс».
  2. «Северный».
  3. «Западный».
  4. «Южный».

Входит в структуру и три дочерние компании:

  1. АО «Вагонсервис».
  2. АО «Лизинговая Пассажирская компания».
  3. АО «Пригородные перевозки».

Все они имеют стопроцентное участие в деятельности АО «Пассажирские перевозки».
Стоит отметить: согласно данным статистики на 2010 год, пассажирооборот Казахстанской железной дороги сложился в объеме 13,9 миллиарда ПКМ.

Численность подвижного состава

В 2003 г. на балансе Казахстанской железной дороги находилось 1770 локомотивов, в том числе 53 паровоза, 590 электровозов и 1126 локомотивов особых систем и тепловозов. Общая мощность этого подвижного состава была равна 6450 тыс. кВт.

Кроме того, пассажирские и грузоперевозки в том же 2003 г. осуществлялись с использованием 282 автомотрис, 135 багажных и 2559 пассажирских вагонов. Помимо этого, по железнодорожным путям страны перемещалось 70 366 грузовых вагонов, которые принадлежали КТЖ, а также 18 360, находящихся в частном владении.

В подвижной состав также входили дизель-поезда, дрезины и другое самоходное оборудование.

Ремонт вагонов

Железная дорога нуждается в постоянном присутствии исправного подвижного состава, необходимого для перевозок пассажиров и грузов. Ради выполнения этой задачи и работает АО «Алматинский вагоноремонтный завод». Это технически передовое, современное предприятие. Его история началась во времена построения Турсиба. После завершения прокладки Туркестано-Сибирской магистрали в 1933 г. в Алма-Ате начали функционировать мастерские, занимающиеся ремонтом вагонов. По мере развития железной дороги Казахстана и увеличения потребности в ремонте ее подвижного состава на базе мастерских было создано депо.

Сегодня это акционерное общество, которое предоставляет огромный перечень услуг. Завод производит ремонт вагонов, в том числе капитальный, капитально-восстановительный и капитальный с продлением срока эксплуатации. Занимается он восстановительным ремонтом, а также изготовлением узлов и запасных частей к пассажирским вагонам. Это позволяет обеспечить высокий уровень безопасности и качества с учетом рационального использования ресурсов.

Производство локомотивов

После распада СССР перед Казахстаном встала проблема по обновлению парка имеющегося в Республике подвижного состава. Для ее решения было рассмотрено множество вариантов, которые предусматривали закупку новых локомотивов, модернизацию уже имеющихся и т. д. После проведенного анализа, касающегося потребностей страны, было решено запустить новое производство, которым и стало АО «Локомотив Курастыру Зауыты». Оно явилось дочерним предприятием АО «НК КТЖ» и было открыто 03.07.2009 г.

Завод явился одной из первых ласточек, предвестив собой начало серьезных структурных изменений в вопросах экономического роста страны. При этом он позволил отойти от сырьевой направленности и начал историю тяжелого машиностроения Республики.

Основная цель работы этого предприятия состоит во внесении достойного вклада в повышение конкурентоспособности всей железнодорожной транспортной системы страны, а также в ее индустриально-инновационное развитие.

В 2006 г. специалисты АО «НК КТЖ» заключили договора с американской фирмой General Electric и начали проводить работы по разработке соответствия казахстанского тепловоза климатическим особенностям региона. При этом принималась во внимание ширина рельсового полотна, специфика перевозимых грузов и современные требования к экологичности и соблюдению санитарных норм. Итогом проделанной работы стало создание первого магистрального грузового односекционного тепловоза, который по своему уровню относился к пятому поколению. Сборка этого локомотива была осуществлена в Казахстане.

На сегодняшний день эти тепловозы продолжают сходить с конвейера завода. Для их сборки производство использует оборудование ведущих лидеров мирового станкостроения.

На больших скоростях

В феврале 2011 г. в Пекине был подписан меморандум о сотрудничестве, касающийся строительства железнодорожной магистрали. Было заявлено, что поезд «Астана - Алматы» будет курсировать по ней с максимальной скоростью 350 км/ч. Меморандум был подписан Министерством ЖД Китая и КТЖ.

Астана и Алматы являются двумя крупнейшими городами Республики. Там происходят основные события страны. Конечно, расстояние между ними вполне приличное. Оно составляет 1200 км. Именно поэтому обычные пассажирские поезда преодолевают его только за 18-20 часов. Разумеется, такие цифры не соответствуют современному ритму жизни. Однако все изменилось после осуществления проекта, начало которому было положено в 2011 г. На сегодняшний день поезд «Астана - Алматы» может преодолеть расстояние между городами за 4 часа. В сутки по этой линии курсирует три скоростных состава. Такое расписание было утверждено АО «Пассажирские перевозки» для удовлетворения спроса клиентов.

Однако на этом работы по «сокращению» расстояния между городами не завершены. В настоящее время существует идея, предлагающая строительство между мегаполисами еще более скоростного экспресса, способного развить скорость до 400 км/ч.

Создатель этого проекта, конструктор и архитектор Семен Болотник, назвал его «Беркут». И это не случайно. Ведь данная птица является символом скорости, силы и уверенности в себе. Такими же качествами конструктор решил наделить и созданный им поезд. Реализация проекта позволит сократить время перемещения между Астаной и Алматы до 157 минут. И этот показатель является достойным даже для Японии и Западной Европы. Правда, при этом будет несколько сокращен маршрут передвижения. Он уменьшиться с 1200 до 1050 километров за счет возведения 5-километрового железнодорожного моста, который пройдет через озеро Балхаш. Движение будет осуществляться по отдельной ветке, что позволит не мешать экспрессу грузовым и пассажирским поездам.

Партнер Казахстана в решении этой амбициозной задачи все тот же Китай. Кстати, в Поднебесной поезда, перемещающиеся с аналогичной скоростью, уже существуют и весьма активно используются.

Достопримечательность Республики

Каждому жителю Республики известна башня «Темир Жолы». Это здание Казахстанских железных дорог, имеющее оригинальный силуэт.

Оно является одной из высотных доминант Астаны и входит в список 12 самых высоких сооружений Республики. Этот современный небоскреб считается одной из достопримечательностей мегаполиса. Его высота составляет 175 м. Здание включает в себя огромный комплекс помещений под офисы, которые снабжены самым современным технологическим оборудованием и инженерными коммуникациями.

Заключение

Конечно, железнодорожный транспорт - производство весьма сложное. Он связывает воедино локомотивное и путевое хозяйство, сигнализацию, связь и т. д. Однако низкие тарифы и возможность преодоления значительных расстояний для перевозок делают его весьма привлекательным для страны.

Башня КТЖ среди новой застройки

«Казахстанские железные дороги» (каз. Қазақстан темір жолы - казахстанская железная дорога) - оператор магистральной железнодорожной сети Казахстана . Полное наименование - Акционерное общество «Национальная компания „Қазақстан темір жолы“». Штаб-квартира - в Астане.

Республиканское государственное предприятие «Казахстанские железные дороги» было создано постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 января 1997 года № 129 «О реорганизации предприятий железных дорог Республики Казахстан» путём слияния трёх РГП: Управления Алматинской железной дороги, Управления Целинной железной дороги и Управления Западно-Казахстанской железной дороги. Целью слияния были оптимизация структуры управления перевозочным процессом и ликвидация излишних звеньев, финансово-экономическое оздоровление железнодорожной отрасли.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2002 года № 310 «О создании Закрытого акционерного общества „Национальная компания «Казахстанские железные дороги»“» образовано ЗАО «Национальная компания „Казахстанские железные дороги“» путём слияния РГП «Казахстанские железные дороги» с его дочерними предприятиями. Одно из отличий РГП от акционерного общества заключается в том, что (З)АО может иметь прибыль и выплачивать дивиденды , в то время как РГП работает на уровне безубыточности . В случае с КЖД компания выплачивает дивиденды в пользу своего единственного акционера - «Самрук-Казына », - а нацфонд выплачивает дивиденды в республиканский бюджет.

2 апреля 2004 года в соответствии с законом «Об акционерных обществах» от 13 мая 2003 года была произведена перерегистрация ЗАО «НК „ҚТЖ“» в АО «НК „ҚТЖ“».

Собственники и руководство

Единственным акционером компании является национальный фонд «Самрук-Казына», 100% акций которого принадлежат Республике Казахстан. Фонд решает задачи по улучшению качества корпоративного управления, повышения прозрачности бюджета, управляет деятельностью КТЖ через совет директоров, не вмешиваясь в оперативную работу.

Деятельность КТЖ контролируется Министерством транспорта и коммуникаций , которое в качестве уполномоченного органа обеспечивает реализацию государственной политики в области железнодорожного транспорта, а также государственным Агентством по регулированию естественных монополий.

«Самрук-Казына» утверждает совет директоров компании, который в свою очередь утверждает в должности президента общества и годовые отчёты. Кандидатуру президента общества предлагает президент страны.

С июня 2009 года пост председателя совета директоров КТЖ занимает Тимур Кулибаев .

Состав правления

  • Председатель правления, президент АО «НК „ҚТЖ“» - Аскар Мамин (апрель 2008 г.)
  • Вице-президент - Ермек Кизатов (2008 г.)
  • Вице-президент по обеспечению - Ерик Султанов (2008 г.)
  • Вице-президент по экономике и финансам - Канат Алпысбаев (2008 г.)
  • Вице-президент по управлению персоналом и социальным вопросам - Асхат Акчурин (2008 г.)
  • Вице-президент по логистике - Ерхат Искалиев (2011 г.)
  • Советник президента - Бейбит Жусупов
  • Управляющий директор, руководитель аппарата - Канат Альмагамбетов
  • Управляющий директор по правовым вопросам - Рустем Хасенов
  • Управляющий директор по экономике - Алмас Лепесбаев
  • Управляющий директор по финансам - Елена Лепская
  • Управляющий директор по эксплуатационной работе - Бауржан Урынбасаров

Структура активов

В настоящее время КЖД имеет холдинговую структуру. Портфель активов компании включает в себя 26 дочерних, зависимых и совместно контролируемых организаций, имеющих географическое присутствие по всей территории Казахстана.

Деятельность

Железнодорожный транспорт является важнейшей составляющей производственной инфраструктуры Казахстана. В силу географических особенностей - отсутствия прямого выхода к морю и судоходных рек, обширности территории, сырьевой структуры производства и размещения производительных сил, неразвитости автотранспортной инфраструктуры - железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в экономике страны.

Железнодорожная отрасль Казахстана - быстрорастущий рынок, производственный и технический потенциал которого стабильно увеличивается в последнее время [когда? ] и обеспечивает занятость более 140 тысяч человек.

Деятельность компании регулируется законами республики «О железнодорожном транспорте» и «О естественных монополиях и регулируемых рынках».

Показатели деятельности

Грузовые перевозки

В 2010 году грузооборот составил 213 млрд т·км . Общий объём перевозок грузов в 2009 году составил 268 млн тонн, из них 35% в экспортном сообщении, 53% - в межобластном, 6% - в импортном и 6% - в транзитном.

Пассажирские перевозки

Стыки

Казахстанская железная дорога граничит с Приволжской железной дорогой (по ст. Ози́нки и Аксарайская) на западе, с Южно-Уральской железной дорогой (по ст. Илецк-1, Никельтау, Тобо́л, Пресногорьковская, Петропавловск) на севере, с Западно-Сибирской железной дорогой (по ст. Кулунда́ и Локоть-Алтайский) на северо-востоке, с Ланьсиньской железной дорогой (Китай) по трансграничному переходу Достык (Дружба) - Алашанькоу на юго-востоке и (ст. Коргас на магистрали Жетыген - Коргас) на востоке, с Узбекистанской железной дорогой (по ст. Оазис и Сары-Агач) на юге, с Туркменской железной дорогой (по ст. Болашак на магистрали Узень - госграница с Туркменистаном) на юго-западе.

Качество

Электровозы используемые в тяге испанских высокоскоростных поездов Talgo 200 между Астаной и Алматы может и хорошие, но испанские вагоны в составе хуже купейных вагонов(производства России или советского союза). Убедился на этом с 14.12.2012 по 15.12.2012 (20.00 посадка в Алмате(вокзал - Алмата-2), прибыли 06.03 в Караганду). Очень шумный вагон, как консервная банка, весь трясет и шатает, очень сильно пожалел, что не поехал в обычном купейном вагоне. Цена за место обошлась мне - 18800 тенге. На самолете обошлось бы в среднем 15000. Заснуть в таком шумном вагоне, надо очень хорошо постараться. В номере купе установлена радиоточка (70-х годов) - зачем???, телевизора нет, но зато есть гордая надпись над потолком - Wi-Fi. Диспенсер установленный в начале вагона так шатает, что кажется он упадет в проходе, возле него на полочке катаются одноразовые стаканчики, но мусорного ведра для их утилизации я так и не увидел. В ресторане мест нет, впечатление такое, что все голодные. Моему соседу принесли напиток в номер без стакана. Впечатления от поездки, в испанских вагонах поезда №001, остались отрицательные.

Ссылки

  • Казахстан: итоги работы железнодорожного транспорта в 2006 году

Примечания

  1. Bond price information on Kazakhstan Temir Zholy Finance B.V. 6.375% 06/10/2020 (ISIN XS0546214007). (рус.) (Проверено 16 июля 2011)
  2. Еврооблигации «Kazakhstan Temir Zholy Finance B.V.», 11.05.2016, 7,0 % (ISIN XS0253694755). (рус.) (Проверено 16 июля 2011)
  3. Консолидированная финансовая отчётность за год, закончившийся 31 декабря 2010 года, и отчёт независимых аудиторов, стр. 6, 10, 30, 43, 54. (рус.) (Проверено 4 мая 2011)
  4. Годовой отчёт за 2009 год, стр. 53. (рус.) (Проверено 4 мая 2011)
  5. Структура группы (рус.) (Проверено 4 мая 2011)
  6. Устав акционерного общества «Национальная компания „Қазақстан темір жолы“» (рус.) (Проверено 4 мая 2011)
  7. Согласно уставу общества официальное наименование на русском языке - АО «Национальная компания „Қазақстан темір жолы“» (sic).
  8. (рус.) (Проверено 26 мая 2011)
  9. (рус.) (Проверено 26 мая 2011)
  10. Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 марта 2010 года № 239 (рус.) (Проверено 26 мая 2011)
  11. (рус.) (Проверено 26 мая 2011)

Акционерное общество Национальная компания "Қазақстан темір жолы" - это царство магистральных тепловозов. Не удивительно, что с американцами построили собственный тепловозостроительный завод, для ещё большего усиления своих тепловозных позиций.
Дорога большая. Протяжённость магистральных железнодорожный путей составляет более 14 тысяч километров. Это вместе взятые Приднепровская (3276 км), Южная (более 3000 км), Одесская (более 4000 км) и Юго-Западная (4668 км) железные дороги Украины. Даже удивительно, что КЖД не разделены на филиалы. И это удивительно не только для современных реалий. Казахская железная дорога, в том виде в котором есть сейчас, была образована ещё в 1958 году. И являлась самой крупной дорогой МПС СССР.

Одно время дорогу разбивали на три отдельных: Целинную, Алма-Атинскую и Западно-Казахстанскую, но потом всё снова стало единым. Как уже было сказано: КЖД - это царство тепловозов. Протяжённость электрифицированных путей всего около 5000 километров. На дороге расположено 35 локомотивных депо. Лишь одно из них является моторвагонным, депо Караганды-Сурыптау, дочек КЖД- компаний АО "Пассажирские перевозки" и АО "Пригородные перевозки". В нём эксплуатируются электро- и дизель-поезда. Также несколько дизель-поездов закреплены за ТЧ-22 "Защита" и ТЧ-33 "Туркистан".

Процент МВПС, от общего числа подвижного состава КЖД, является мизерным:

Караганды-Сурыптау -

Этим дизель-поездом в 2000 году, в присутствии президента Казахстана торжественно открыли движение по линии Аксу – Дегелен (Ермак – Курчатов) -

ДР1А-206, Казахстан, Павлодарская область, станция Екибастуз-II.

Советские рижанки -

ЭР9МР-586, Казахстан, Карагандинская область, перегон Жана Караганды - Майкудук.

Российские демиховцы -

ЭД9МК-0076, Казахстан, Карагандинская область, перегон Майкудук - Жана Караганды.
Поезд № 7051 "Калагир - Караганда-Сортировочная".

И более поздние российские демиховцы -

ЭД9Э-0028, Казахстан, Карагандинская область, депо Караганда-Сортировочная.

ТЧ-22 "Защита" -

Несколько покупок из Эстонии -

ДР1А-244, Казахстан, Восточно-Казахстанская область, перегон Лениногорск - Тишинская.
Пригородный Лениногорск - Защита.

ТЧ-33 "Туркистан" -

Единственный на весь Казахстан польский дизель-поезд -

630М-003, Казахстан, Южно-Казахстанская область, станция Кургасын
Поезд № 838 "Туркестан - Чимкент".

На КЖД понимают, что б/у-шные ДР1А долго ходить не будут. Приглядываются к более новым моделям. Купили что-то для пробы.
Вот и весь сказ.

Есть ещё изюминка в ходу - единственные ЭР22 на постсоветском пространстве -

ЭР22-64 · ЭР22-50 · ЭР22-51 · ЭР22-19,
Казахстан, Акмолинская область, станция Степногорск.

Это городские электропоезда. Собственность Степногорского горно-химического комбината.

Сегодня расскажу как купить билеты на поезд через официальный сайт Казахстан Темир Жолы (Казахстанских железных дорог) онлайн.

Уже давно бывал на официальном сайте ж/д Казахстана, честно говоря раньше он, мягко говоря, глючил=). Перед предстоящей поездкой в Казахстан зашел снова и удивился. Ребята сделали нормальный человеческий сайт, с удобным интерфейсом и приятным дизайном! Написал в службу поддержки, можно ли купить билет на поезд с российской карты Сбербанка. Положительный ответ пришел буквально в течение нескольких часов.

Был еще вариант поехать автостопом, но времени маловато на майские праздники, к тому же цены на билеты в казахстанских поездах приятно удивили. Впрочем сейчас сами все увидите. Ниже распишу небольшую инструкцию по покупке билета онлайн на сайте Казахстан Темир Жолы. Все сказанное относится к случаям, когда покупается билет на внутриказахстанские рейсы или из .

Как купить билеты в Казахстане онлайн?

Неплохо прочитать правила пользования и информацию для пассажиров, там все вопросы расписаны довольно подробно. Купить электронные билеты на поезд можно от 45 суток до 1 часа до отправления, так что можно заранее все спланировать, если надо.

2. Обязательно зарегистрироваться (кнопка в правом верхнем углу), без регистрации купить билет на поезд не выйдет.

3. Вводите место отправления, прибытия, дату, и система выдаст список поездов. Тут уже видно время курсирования и цены. Например, я купил билет из Павлодара в Алматы за 4000 тенге или 800 рублей. При этом ехать больше суток! Жадные наши родные РЖД тихо стоят в сторонке…

Покупка билета на поезд через сайт Казахстан Темир Жолы

Есть конечно дорогие поезда, но они в два раза быстрей обычных, новенькие, производства Италии вроде. Но таких считанное количество, типа Алматы-Астана, Алматы-Петропавловск.

Сайт Казахстан Темир Жолы

5. Выбираете схему вагона, и конкретное место. Жмете кнопку «оформить заказ».

Покупка билета на поезд в Казахстане в интернете

6. Дальше появляется информация о выбранном рейсе, здесь же нужно заполнить паспортные данные. Важно! Вводите данные того паспорта, с которым поедете, а то по ошибке можно перепутать. Мне, как гражданину РФ, для поездки в Казахстан достаточно внутреннего паспорта, именно его данные я и внес на сайт.

Билеты на поезд в Казахстане онлайн — информация о пассажирах

7. После этого происходит переадресация на сайт Халык Банка, где вам предложат оплатить заказ билета. Процедура ничем не отличается от обычной при покупке в интернете — заполняете внимательно все поля, обязательно проверьте все данные!

Переадресация на сайт Халык Банка и заполнение платежных данных

В итоге, выдается такая страница:

Покупка прошла успешно!

Вот и все! Если загрузилась такая страница, значит билет успешно куплен, а с вашего счета в скором времени спишется сумма покупки. Я покупал с карты Сбербанка, деньги списались по сбербанковскому курсу рубль/тенге=1/4,9. Обязательно распечатайте электронный билет на поезд и возьмите с собой!

Покупка билетов на поезд в Казахстане через интернет — важные детали

  • Для того, чтобы попасть в казахстанский поезд, вам нужно будет подойти в кассу на вокзале или в терминал самообслуживания и «обменять» электронный билет на обычный. На некоторые поезда оформляется электронная регистрация на рейс. Мне повезло, на нужный мне поезд Павлодар-Алматы электронная регистрация уже была произведена в процессе покупки билета (в электронном билете это указано), поэтому можно проходить сразу к поезду.
  • На сайте есть список станций, где невозможно оформить билет, купленный в интернете онлайн, все эти станции небольшие, вряд ли вы туда поедете, но просто имейте в виду.
  • Там же есть список адресов терминалов самообслуживания, где можно получить билеты, заранее купленные в интернете.
  • Насколько я знаю, в Петропавловске нельзя в кассе на вокзале получить билеты. Все из-за того, что эта ж/д станция относится к РЖД. Там ситуация постоянно меняется, российские и казахстанские железные дороги никак не могут договориться и сделать жизнь пассажиров удобней. Обратите внимание, что при отправлении из Петропавловска и прибытии в Петропавловск указывается московское время, для всех остальных станций в Казахстане указано время Астаны.
  • UPD 08.07.2014 Обменять электронный билет на обычный в Петропавловске можно в агентских кассах, которые расположены около вокзала. Люди советуют агентство «Астал», +7 7152 365769. У них получение билета стоит 370 тенге. (за информацию спасибо Денису Мандрову!)
  • Дети до 7 лет ездят на поезде в Казахстане бесплатно, дети от 7 до 15 лет — за полцены.

Как видите, цены на ж/д билеты в Казахстане вполне приемлемы. Чтобы дешево добраться из России в Казахстан можете, например, воспользоваться электричкой . Или в российском приграничном городе сесть на автобус до ближайшего казахстанского, а оттуда ехать описанным выше способом по Казахстану и дальше в Среднюю Азию. Вот такие пироги))

Укажите маршрут и дату. В ответ мы найдем информацию РЖД о наличии билетов и их стоимости. Выберите подходящий поезд и места. Оплатите билет одним из предложенных способов. Информация об оплате будет моментально передана в РЖД и Ваш билет будет оформлен.

Как вернуть купленный ж/д билет?

Можно ли оплатить билет картой? А это безопасно?

Да, конечно. Оплата происходит через платежный шлюз процессингового центра Gateline.net. Все данные передаются по защищенному каналу. Шлюз Gateline.net был разработан в соответствии с учетом требований международного стандарта безопасности PCI DSS. Программное обеспечение шлюза успешно прошло аудит по версии 3.1. Система Gateline.net позволяет принимать оплату картами Visa и MasterCard, в том числе с использованием 3D-Secure: Verified by Visa и MasterCard SecureCode. Платежная форма Gateline.net оптимизирована под различные браузеры и платформы, в том числе и для мобильных устройств. Почти все ЖД агентства в интернете работают через данный шлюз.

Что такое электронный билет и электронная регистрация?

Покупка электронного билета на сайт — современный и быстрый способ оформления проездного документа без участия кассира или оператора. При покупке электронного ж/д билета места выкупаются сразу, в момент оплаты. После оплаты для посадки в поезд нужно либо пройти электронную регистрацию, либо распечатать билет на вокзале. Электронная регистрация доступна не для всех заказов. Если регистрация доступна, ее можно пройти, нажав на нашем сайте соответствующую кнопку. Эту кнопку вы увидите сразу после оплаты. Затем для посадки в поезд понадобится оригинал удостоверения личности и распечатка посадочного купона. Некоторые проводники распечатку не требуют, но лучше не рисковать. Распечатать электронный билет можно в любое время до отправления поезда в кассе на вокзале либо в терминале саморегистрации. Для этого нужен 14-значный код заказа (вы получите его по СМС после оплаты) и оригинал удостоверения личности.

gastroguru © 2017