Православные церкви в латвии. Православные храмы латвии


Латвия, располагаясь на пути «из варяг в греки», с давних времен находилась в сфере взаимосвязей севера и юга от Понтийского (Черного) моря до студеных вод. Это обстоятельство способствовало раннему проникновению христианства на берега Двины (Даугавы), о которой знали издревле. В летописи Нестора (по Лаврентьевскому списку) говорится: «Дньпръ бо потече из Волковского леса, и потечетъ на полъдне, а Двина из того же леса потече на полуношьс и внидет в море Воряжское».


По Двине, согласно древнему преданию, апостол Андрей Первозванный, проповедуя Слово Божие, достиг берегов Балтики и морским путем направился в Скандинавию. Этими путями, а также по дорогам, ведущим во Псков, Смоленск и Великий Новгород, самораспространялось и правосла­вие. Оно никогда и никем не насаждалось, не предписывалось и не навязывалось насильно. Право­славие воспринималось местными жителями в общении с белорусами, великороссами, которые с древних времен общались и проживали с племенами летигола, селы, земгала, корсь, ливами, венда­ми (славянского происхождения).

Кафедральный собор Рождества Христова в Риге

Всякий путешественник, посетив столицу Латвийской Республики, непременно обратит внимание на одну из ее главных достопримечательностей – православный собор Рождества Христова. В любой день – будь то будни или праздники, - сюда непрерывным живым ручейком текут богомольцы. Здесь бьется сердце православной Латвии. Здесь находится кафедра митрополита Рижского и всея Латвии Александра, возглавляющего Латвийскую Православную Церковь Московского Патриархата

3 июля 1876 года состоялась торжественная закладка собора епископом Рижским и Митавским Серафимом (Протопоповым), а завершились строительные работы восемь лет спустя.


На долю этого одного из самых значительных православных соборов и красивейшего архитектурного строения Балтии выпало немало испытаний. Его разрушали, грабили, перестраивали, но храм выстоял, и вот уже много лет радует красотой и статью всех жителей и гостей Риги независимо от вероисповедания.

Алтарь




Свято-Троице Сергиев монастырь - один из известнейших центров Православия в Прибалтике. Зародился он неподалеку от центра Риги более 100 лет назад. Была создана община - приют для бедных девочек и богадельня для престарелых женщин.


В церкви Благочиния при монастыре
Основательницами монастыря являются фрейлины двора Императрицы сестры Екатерина и Наталья Мансуровы. Их родители - член Государственного Совета, статс-секретарь Борис Павлович Мансуров и известная благотворительница, кавалерственная дама ордена св. Екатерины Мария Николаевна Мансурова, урожденная княжна Долгорукова - наряду с прекрасным образованием заложили в своих детях основу христианского воспитания. Продолжительное время вместе с родителями сестры проживали в Святой земле, где укреплялось их желание послужить Богу.

В 1894 году её посетил св. Прав. Иоанн Кронштадский, благословил основателей и предсказал процветание обители. Главная святыня монастыря - чудотворная Толгская икона Божией Матери. Ежедневно в монастыре совершается полное уставное богослужение, денно и нощно читаетс “неусыпаемая” псалтырь, сестры выпекают просфоры для рижских храмов, занимаются рукоделием.


Благовещенская церковь построена вблизи рынка, на въезде в Московский форштадт Риги. В 1812 году, ожидая приближения войск Наполеона, как и другие предместья города, Московский форштадт был сожжен. На месте сгоревшей Благовещенской церкви в 1814 году была заложена новая церковь.
Деревянный храм был построен в стиле классицизма, по принципу «корабля».


Храм Михаила-Архангела в Риге.
Этому храму 110 лет. Михаило-Архангельский храм по-прежнему украшает Московский форштадт города Риги. Звон его колоколов созывает верующих на молитву. Прихожане любят свой храм и заботятся о нем. Их трудами, заботами церковного совета храм постоянно благоукрашается. Православие в Латвии сегодня снова переживает расцвет и подъем


Ивановский собор в Риге
Самостоятельный Ивановский приход на Московском форштадте Риги был образован в 1892 году. Богослужения в новом приходе совершались в деревянной церкви, стоявшей на Ивановском кладбище. Строительство нового каменного храма по проекту епархиального архитектора Владимира Лунского было начато в 1913 году, но война не позволила продолжить работы. Две церкви – новая каменная и старая деревянная – были задуманы как общая композиция застройки. Старая деревянная церковь стояла по оси запад - восток, вдоль улицы, но была отодвинута вглубь территории. Новый храм пришлось повернуть алтарем на север. Вероятно, такое решение было принято в связи с необходимостью ориентировать главный вход к ул. Кална, на юг, чтобы подчеркнуть главенство нового храма.



Православный латышский храм Вознесения Христова
В 2007 исполнилось 140 лет со дня постройки храма в честь Вознесения Господня, а в 2008 году - 140 лет со дня освящения храма.

Петро-Павловская церковь в Кемери (Кеммерне) , которая была построена исключительно на пожертвования.
Для этого отводится небольшое помещение на втором этаже дома, в котором находилось управление лечебницы. Во второй половине 1873 года все работы завершились, и церковь была освящена во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Ее приписали к рижской Успенской Замковой церкви.


Кафедральный собор Св.Симеона и Анны в Елгаве.
Петр I, выдавая в 1711 году свою племянницу Анну Иоановну замуж за курземского и земгальского герцога Фридриха Вильгельма, потребовал от него обещание построить в Елгаве православную церковь.
Церковь была построена, затем несколько раз перестраивалась, а в 1774 году по указу Екатерины II и по проекту Ф.Б.Растрелли в Елгаве было начато строительство православного кафедрального собора в стиле русского барокко. Сейчас храм полностью отреставрирован и имеет особый статус – он получил флаг Европейского культурного наследия.

Храм Св. Александра Невского в Гулбенском р-не,Стамериена,1904.
Стомерзейский приход Святого Благоверного Князя Александра Невского открыт по Указу Святейшего Правительствующего Синода в 1850 году.
Деревянная церковь построена в 1851 году на правительственные суммы, по типовому проекту православных церквей в Лифляндской губернии. Церковь освящена 13 мая 1851 года во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского.

Храм Св.Владимира в Юрмале, 1860г.
Продолжение следует...

ЛАТВИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - са-мо-управ-ляе-мая цер-ковь в со-ста-ве Мо-с-ков-ско-го пат-ри-ар-ха-та, объ-е-ди-няю-щая пра-во-слав-ные при-хо-ды и мо-на-сты-ри на тер-ри-то-рии Лат-вии.

Пра-во-сла-вие на-ча-ло рас-про-стра-нять-ся в Ли-во-нии с XI-XII веков в ре-зуль-та-те её вклю-че-ния в сфе-ру влия-ния по-лоц-ких, псков-ских и нов-го-род-ских кня-зей. К началу XIII века его ис-по-ве-до-ва-ла зна-чительная часть на-се-ле-ния кня-жеств Та-ла-ва, Ер-си-ка и Кок-не-се. В конце XII-XIII веках по-сле за-вое-ва-ния Ли-во-нии ры-ца-ря-ми ме-че-нос-цев ор-де-на и епи-ско-па-ми Риж-ски-ми (смотрите Риж-ское епи-скоп-ст-во) на-се-ляв-шие её балт-ские пле-ме-на (лат-га-лы, се-лы, зем-га-лы, кур-ши) бы-ли об-ра-ще-ны в ка-то-ли-цизм. В XIII-XVII веках на тер-ри-то-рии современной Лат-вии су-ще-ст-во-ва-ли не-мно-го-чис-лен-ные пра-во-слав-ные при-хо-ды (в юрис-дик-ции ар-хи-епископа По-лоц-ко-го), чле-на-ми ко-то-рых бы-ли жив-шие там русские тор-гов-цы и ре-мес-лен-ни-ки.

По-сле за-вое-ва-ния Рос-си-ей Лиф-лян-дии в хо-де Се-вер-ной вой-ны 1700-1721 годов и об-ра-зо-ва-ния Лиф-лянд-ской гу-бер-нии на её тер-ри-то-рии на-чал-ся рост чис-ла пра-во-слав-ных хра-мов. В 1725 году управ-ле-ние лиф-лянд-ски-ми при-хо-да-ми бы-ло пе-ре-да-но ар-хи-епископу Псков-ско-му и Нарв-ско-му (с 1764 года Псков-ский и Риж-ский). В 1772 году к Рос-сии при-сое-ди-не-на Лат-га-ле, пра-во-слав-ные при-хо-ды ко-то-рой бы-ли вклю-че-ны в Псков-скую и Риж-скую, с 1795 года - в Мо-ги-лёв-скую епар-хию. По-сле вхо-ж-де-ния в со-став Рос-сии Кур-лян-дии (1795 год) пра-во-слав-ные при-хо-ды по-след-ней на-хо-ди-лись в юрис-дик-ции Псков-ской, Лиф-лянд-ской и Кур-лянд-ской (1799-1833 годы) епар-хии, а за-тем Мин-ской (1833-1836 годы) епар-хии.

В 1836 году об-ра-зо-ва-но Риж-ское ви-ка-ри-ат-ст-во в со-ста-ве Псков-ской и Лиф-лянд-ской епар-хии, объ-е-ди-нив-шее пра-во-слав-ные при-хо-ды Лиф-лянд-ской и Кур-лянд-ской гу-бер-ний. Бла-го-да-ря дея-тель-но-сти Фи-ла-ре-та (Гу-ми-лев-ско-го), епископа Риж-ско-го (1841-1848 годы), чис-ло пра-во-слав-ных ве-рую-щих зна-чи-тель-но вы-рос-ло (с 20 тысяч до 138 тысяч человек). В 1850 году Риж-ское ви-ка-ри-ат-ст-во пре-об-ра-зо-ва-но в са-мо-сто-ятельную Риж-скую и Ми-тав-скую епар-хию. В 1865 году в её юрис-дик-цию пе-ре-да-ны при-хо-ды Эс-т-лянд-ской гу-бер-нии. В 1851 году ос-но-ва-на Риж-ская ду-хов-ная се-ми-на-рия. На 1914 год в Риж-ской и Ми-тав-ской епар-хии на-счи-ты-ва-лось 210 при-хо-дов и около 273 тысяч при-хо-жан.

Во вре-мя Пер-вой ми-ро-вой вой-ны 1914-1918 годов и Гра-ж-дан-ской вой-ны 1917-1922 годов цер-ков-ная жизнь на тер-ри-то-рии Лат-вии бы-ла на-ру-ше-на. Поч-ти все пра-во-слав-ные хра-мы бы-ли ра-зо-ре-ны или от-ня-ты у Церк-ви, боль-шин-ст-во свя-щен-но-слу-жи-те-лей по-гиб-ли или вы-ну-ж-де-ны бы-ли по-ки-нуть свои при-хо-ды. Лишь в феврале 1920 года съезд пред-ста-ви-те-лей пра-во-слав-но-го ду-хо-вен-ст-ва и ми-рян Латвийской рес-пуб-ли-ки из-брал Си-нод Латвийской православной церкви и вы-ра-бо-тал временные пра-ви-ла её управ-ле-ния. Риж-ским ар-хие-ре-ем был из-бран ар-хи-епископ Пен-зен-ский Ио-анн (Пом-мер) (1876-1934 годы), ла-тыш по на-цио-наль-но-сти. В ию-не 1921 года он был ут-вер-ждён в этой долж-но-сти (с ти-ту-лом «ар-хи-епископ Риж-ский и Лат-вий-ский») пат-ри-ар-хом Ти-хо-ном. Од-но-вре-мен-но по хо-да-тай-ст-ву ар-хи-епископа Ио-ан-на был из-дан Пат-ри-ар-ший то-мос о да-ро-ва-нии Латвийской православной церкви са-мо-стоя-тель-но-сти «во всех хо-зяй-ст-вен-ных, цер-ков-но-ад-ми-ни-ст-ра-тив-ных, об-ра-зо-ва-тель-ных и цер-ков-но-го-су-дар-ст-вен-ных де-лах».

В 1923 году со-бор Латвийской православной церкви при-нял её ус-тав. Важ-ней-шей за-да-чей ар-хи-епископа Ио-ан-на бы-ло при-зна-ние Латвийской православной церкви со сто-ро-ны пра-ви-тель-ст-ва Латвийской рес-пуб-ли-ки. В 1925 году он из-бран де-пу-та-том Сей-ма (ос-та-вал-ся де-пу-та-том до 1931 года), в октябре 1926 года до-бил-ся при-ня-тия за-ко-на о пра-во-вом ста-ту-се Латвийской православной церкви. В за-ко-не при-зна-ва-лось пра-во Латвийской православной церкви сво-бод-но про-по-ве-до-вать пра-во-слав-ное ве-ро-уче-ние, са-ма Цер-ковь и её уч-ре-ж-де-ния по-лу-чи-ли ста-тус юри-дических лиц, га-ран-ти-ро-ва-лись иму-ще-ст-вен-ные пра-ва Церк-ви, раз-ре-ша-лось соз-да-ние ду-хов-ных школ и т. д. В декабре 1926 года вос-ста-нов-ле-на Риж-ская ду-хов-ная се-ми-на-рия (в 1936 году пре-об-ра-зо-ва-на в Пра-во-слав-ный бо-го-слов-ский институт).

Воз-ро-ж-да-лись пра-во-слав-ные брат-ст-ва, цер-ков-ные шко-лы, рос-ло чис-ло хра-мов и при-хо-жан. Ар-хи-епископ Ио-анн от-стаи-вал так-же ин-те-ре-сы все-го рус-скоя-зыч-но-го на-се-ле-ния Лат-вии, вы-сту-пая за соз-да-ние русских учеб-ных за-ве-де-ний и народных биб-лио-тек. В ночь на 12.10.1934 года он звер-ски убит не-из-вест-ны-ми ли-ца-ми на сво-ей за-го-род-ной да-че. Вско-ре был при-чис-лен к ли-ку свя-тых Русской пра-во-слав-ной цер-ко-вью за гра-ни-цей и Сербской пра-во-слав-ной цер-ко-вью, в ию-ле 2001 года Си-но-дом РПЦ вклю-чён в Со-бор но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских XX века, в сентябре 2001 года ка-но-ни-зи-ро-ван со-бо-ром Латвийской православной церкви [день па-мя-ти - 29 сентября (12 октября)].

Пат-ри-ар-ший ме-сто-блю-сти-тель митрополит Сер-гий (Стра-го-род-ский) по-ру-чил временное управ-ле-ние Латвийской православной церковью митрополиту Ви-лен-ско-му и Ли-тов-ско-му Елев-фе-рию (Бо-го-яв-лен-ско-му). Од-на-ко в мае 1935 года съезд ду-хо-вен-ст-ва и ми-рян Латвийской православной церкви от-ка-зал-ся при-нять это на-зна-че-ние и об-ра-тил-ся к пат-ри-ар-ху Кон-стан-ти-но-поль-ско-му Фо-тию II (1929-1935 годы) с про-ше-ни-ем о при-ня-тии Латвийской православной церкви в юрис-дик-цию Кон-стан-ти-но-поль-ской пра-во-слав-ной церк-ви (удов-ле-тво-ре-но в феврале 1936 года).

По-сле вхо-ж-де-ния Лат-вии в со-став СССР (1940 год) про-изош-ло вос-со-еди-не-ние епи-ско-па-та Латвийской православной церкви с русской Цер-ко-вью, од-но-вре-мен-но бы-ло от-ме-не-но ре-ше-ние о пре-дос-тав-ле-нии ей ав-то-но-мии. Во вре-мя не-мец-ко-фа-ши-ст-ской ок-ку-па-ции в го-ды Ве-ли-кой Оте-че-ст-вен-ной вой-ны 1941-1945годов цер-ков-ная жизнь в Лат-вии бы-ла на-ру-ше-на, её вос-ста-нов-ле-ние на-ча-лось по-сле на-зна-че-ния в августе 1947 года митрополитом Риж-ским и Лат-вий-ским Ве-ниа-ми-на (Фед-чен-ко-ва). В 1990 году Свя-щен-ный Си-нод РПЦ пре-до-ста-вил Риж-ской епар-хии ав-то-ном-ный ста-тус; 11.08.1992 года Си-нод при-нял ре-ше-ние о вос-ста-нов-ле-нии на-зва-ния Латвийской православной церкви и её са-мо-стоя-тель-но-сти; 22.12.1992 года пат-ри-арх Алек-сий II из-дал то-мос, ко-то-рым пре-до-с-та-вил Латвийской православной церкви са-мо-стоя-тель-ность в административных, хо-зяй-ст-вен-ных, об-ра-зо-ва-тель-ных во-про-сах, в от-но-ше-ни-ях с государственной вла-стью Латвийской рес-пуб-ли-ки, со-хра-нив при этом Латвийскую православную церковь в ка-но-нической юрис-дик-ции Мо-с-ков-ско-го пат-ри-ар-ха-та. Вско-ре по-сле это-го Латвийская православная церковь за-ре-ги-ст-ри-ро-ва-на в Министерстве юс-ти-ции Лат-вии как пра-во-пре-ем-ни-ца Латвийской православной церкви, су-ще-ст-во-вав-шей до 1940 года. В 2008 году Сейм Лат-вии при-нял за-кон, рег-ла-мен-ти-рую-щий дея-тель-ность Латвийской православной церкви и её от-но-ше-ния с го-су-дар-ст-вом.

На начало XXI века Латвийская православная церковь вклю-ча-ет Риж-скую епар-хию и Дау-гав-пилс-ское ви-ка-ри-ат-ст-во, дей-ст-ву-ют 6 бла-го-чин-ни-че-ских ок-ру-гов, 118 при-хо-дов и 3 мо-на-сты-ря (1 муж-ской, 2 жен-ских). В чис-ло учеб-ных за-ве-де-ний вхо-дят Риж-ская ду-хов-ная се-ми-на-рия (воз-ро-ж-де-на в 1993 году) и вос-крес-ные шко-лы. Из-да-ют-ся га-зе-ты «Ви-но-град-ная ло-за», «Пра-во-слав-ная жизнь», «Ни-ва ду-хов-ная».

Управ-ле-ние Латвийской православной церковью осу-ще-ст-в-ля-ют пред-стоя-тель - пра-вя-щий ар-хие-рей Риж-ской епар-хии [с 1990 года митрополит Риж-ский и всея Лат-вии Алек-сандр (Куд-ря-шов)] и Си-нод. Ка-фед-раль-ный го-род - Ри-га.

Интервью Митрополита Рижского и всея Латвии Александра

– Владыка, на землях нынешней Латвии Православие насчитывает около 900 лет, однако, у наших соотечественников особый интерес вызывает новейшая история Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата, о которой в России знают очень мало. Можно ли вкратце перечислить ее основные вехи?

– Хочу подчеркнуть, что Латвийская Православная Церковь Московского Патриархата является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви. В Латвии Православная Церковь не является первенствующей, она третья по значимости после Римо-католической и Евангелическо-лютеранской Церквей. В Латвийской Православной Церкви сегодня 117 приходов, расположенных в шести благочиниях: Рижском, Даугавпилсском, Лиепайском, Валмиерском, Резекненском и Мадонском.

До 1992 года она называлась Рижской епархией Русской Православной Церкви. После распада Союза нам пришлось нелегко, потому, что многие нити, десятилетиями связывавшие епархию с каноническим центром были разорваны.

Когда Латвия провозгласила независимость, Священноначалие, принимая во внимание наши просьбы, весьма своевременно сочло целесообразным придать епархии статус самостоятельной самоуправляемой Церкви. Такой же Томос в 1921 году был дарован святителем Патриархом Тихоном архиепископу Рижскому и всея Латвии Иоанну (Поммеру) – будущему священномученику Иоанну Рижскому.

Имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возносится за богослужениями в наших приходах – как в русскоязычных, так и в латышских. Были моменты, когда некоторые политизированные, националистически настроенные люди говорили мне: «Мы не будем молиться за вашего Патриарха». Но постепенно эти настроения менялись, ведь латвийцы видели, что наша Церковь привносит в общество умиротворение, несет всем жителям страны благо, добро и надежду. А впоследствии меня удостоили высшим орденом Латвийского государства – «Трех звезд». Отвечая на эту награду я сказал, что рассматриваю ее как высокую оценку деятельности всех православных жителей Республики.

– Как воспринимают деятельность Латвийской Православной Церкви представители «титульной нации»?

– В последние годы заметен рост интереса латышского населения к православной вере и духовной культуре. Это проявилось особенно явственно в 2004 году, когда в Латвии в течение трех дней пребывала Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Десятки тысяч человек разных национальностей и вероисповеданий день и ночь стояли под проливным дождем, ожидая возможности приложиться к великой святыне. Показательно, что святыню почтила и президент Латвии, что вызвало критику в ее адрес со стороны отдельных радикальных газет: президента обвиняли в том, что она «пошла молиться в русскую церковь».

Важным событием для нас стало и принесение в Латвию в январе 2005 года святых мощей преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары. Это было второе посещение Елизаветой Феодоровной Латвии – первое состоялось при ее жизни в 1909 году.

Для укрепления единства Церкви огромную роль сыграла канонизация первого православного святого Латвии, латыша по национальности, архиепископа Иоанна (Поммера). Он являлся сподвижником святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Особенно известна деятельность архиепископа Иоанна в Пензенской епархии, где он вел борьбу с расколом. Затем Владыка Иоанн продолжил свое архипастырское служение в Латвии, где Православие переживало нелегкие времена. После распада Российской Империи в период 1918-1921 годов Православная Церковь в Латвии утратила многое из своей собственности. Рижский Алексеевский монастырь, где находилась резиденция архиерея, был передан католикам, целый ряд зданий заняли различные ведомства Первой Республики. Церковное имущество целиком было описано и считалось государственным. В Рижском Троице-Сергиевом женском монастыре, например, национализировали все, вплоть до обеденных ложек и постельного белья.

В этих сложнейших условиях вступил на кафедру Владыка Иоанн. Он был выдающимся архипастырем, горевший огнем веры и любви к Церкви, к народу Божию. Именно это помогало пережить трудности, встречавшиеся на пути его служения. Когда он только прибыл в Ригу и встретился с властями в качестве епископа Православной Церкви, ему ответили: «Мы такой Церкви здесь не знаем». Кафедральный собор Рождества Христова находился на грани закрытия, и тогда архипастырь поселился в сырой и полутемной комнатке в подвале собора. Молитвами и трудами Владыки Иоанна храм удалось отстоять. Для поддержки интересов православной общины архиепископ стал депутатом Сейма. Его пламенные речи и неутомимая деятельность помогли Церкви обрести полноправный статус, и она впервые была зарегистрирована в 1920 году, как Латвийская Православная Церковь.

А в 1992 году Латвийская Православная Церковь вновь прошла регистрацию в Министерстве юстиции Латвийской Республики, что подтвердило ее правопреемственность. В конце 2007 года ожидается принятие парламентом Республики Закона о Латвийской Православной Церкви. При Министерстве юстиции образована специальная комиссия, в которую входят и представители Церкви. Комиссия уже несколько месяцев занимается разработкой положений Закона, стараясь, чтобы он отражал интересы православных жителей Латвии. Для нас этот документ жизненно важен, поскольку он на долгие годы определит характер нашего бытия. Но на сегодняшний день Церкви трудно прогнозировать, каким в окончательном чтении Закон примут депутаты латвийского парламента.

– В мае по приглашению Президента Латвийской Республики Латвию посетит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Какова программа Патриаршего визита?

– Хочу подчеркнуть, что этот визит будет первым за всю историю латвийского Православия посещением Первосвятителя Русской Православной Церкви пределов нынешней Латвии. Мы очень ждем этого события, которое является поистине историческим.

Программа визита Его Святейшества рассчитана на три дня. Его пребывание в Латвии предполагает посещение Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря. Конечно, Его Святейшество посетит возрожденный кафедральный собор Рождества Христова и совершит в нем Божественную литургию. Кафедральный собор строился при императорах Александре II и Александре III, и был освящен в октябре 1884 года епископом Рижским и Митавским Донатом. Возобновление богослужений в этом величественном и удивительно красивом храме, который в советское время служил планетарием, для нас – большая радость. Запланирована также поездка Его Святейшества в Спасо-Преображенскую пустынь под Елгавой.. Исторически пустынь предназначалась для скитского жития насельниц Троице-Сергиева монастыря, однако давно переросла в самостоятельную монашескую обитель.

Убежден, что визит Святейшего Патриарха Алексия, который является не только духовным, но и признанным в мире авторитетным и уважаемым общественным лидером будет способствовать укреплению взаимопонимания между Российской Федерацией и суверенной Латвией, послужит началом добрососедского диалога.

– Вы на кафедре уже семнадцать лет. Как за это время изменился состав Вашей паствы?

Сейчас на Богослужения приходит все больше и больше молодежи, что очень радует. Я могу наблюдать это по состоянию различных приходов страны, в которых совершаю богослужения, и в особенности по Рижскому Кафедральному собора Рождества Христова. Он находится в центре города, где жилых домов немного. Основная часть людей приезжает из других районов Риги. В Прощеное воскресенье Кафедральный собор был переполнен, причем почти половина пришедших – это люди молодые, еще двадцать – среднего возраста.

Примечательно, что среди прихожан с каждым годом становится все больше перешедших в Православие бывших лютеран и католиков. Отрадно, что многие переходят целыми семьями. Это ли не показатель авторитета Православия в Латвии? А ведь в этом залог будущего нашей Церкви.

– В преддверии визита в СМИ появляются разного рода материалы, порочащие Латвийскую Православную Церковь Московского Патриархата и ее правящего архиерея. К сожалению, их подхватывают и тиражируют некоторые московские журналисты. Как бы Вы могли прокомментировать это?

– Авторы этих публикаций смотрят на нашу церковную жизнь очень избирательно. В Латвии, несмотря на очевидные трудности, возрождаются старинные православные храмы, в их числе – великолепные соборы в Риге, в Лиепае, в Елгаве и храмы в Стамериене – Святого Великого Благоверного князя Александра Невского, в Айнажи – преподобного Арсения Великого, в Колке – святителя Николая Чудотворца Мирликийского. Построены новые храмы: в Огре – святителя Николая Чудотворца Мирликийского, в Саласпилсе – Всех Скорбящих Радосте, в Граверах – Архангела Михаила, в Дагде – святителя Николая Чудотворца Мирликийского, в Даугавпилсе – храм Святого Великого Благоверного князя Александра Невского. Скоро будет освящен новый храм в Валке – в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы, а в настоящий момент строится новый храм в Иецаве.

Возносятся в небо православные золотые кресты, звонят новые колокола, самое пристальное внимание уделяется православному просвещению молодежи – открываются воскресные школы, действует семинария, осуществляется нравственное воспитание школьников, которым мы занимаемся в единстве с другими традиционными для Латвии христианскими конфессиями. С ними вместе мы участвуем в разработке законопроектов о преподавании в общеобразовательных школах основ христианского вероучения, вместе выступаем за запрет однополых браков и так далее.

К сожалению, вся эта огромнейшая работа отдельными критически и необъективно настроенными журналистами не замечается, а точнее – игнорируется. Эти люди делают то, что не позволяли себе их предшественники во времена безудержного разгула атеистической пропаганды, и очевидно, что их деятельность направлена на дискредитацию Святого Православия. Иные публикации так и вовсе являют собой поток откровенной лжи и безумной клеветы, и комментировать эти злопыхательские инсинуации было бы делом, недостойным Православной Церкви.

Убежден, что с таким неуважением к Церкви вообще могут писать только атеисты. А какое они в таком случае вообще имеют право судить о церковной жизни? Что ж, по всей вероятности есть силы, крайне не заинтересованные в том, что Православие укрепляется, становится уважаемой и общественно значимой величиной. Цель этих грязных пропагандистских акций одна – нарушить церковное единство, ибо сказано в Священном Писании: «Поражу пастыря и разыдутся овцы».

Вот пустили слух, что Латвийская Православная Церковь переходит в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Скажите, как можно, собираясь совершить такой шаг, приглашать в Латвию Святейшего Патриарха? Где элементарная логика? Эти журналистские «откровения» злонамеренно адресованы людям несведущим ни в церковной жизни, ни в церковных канонах, ни в современной ситуации, к тому же не желающим мыслить трезво, здраво и критично.

Ведь еще в грамоте об установлении Патриаршества на Руси от 1589 года подтверждалось, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси управляет Русской Церковью и всеми землями «стран гиперборейских», то есть, всеми территориями севернее Москвы и землями на нашей широте. А кроме того, давайте, не вдаваясь в длинные исторические экскурсы, просто вспомним, что сейчас представляет собой Константинопольский Патриархат?! Попытки загнать Латвийскую Православную Церковь под Константинополь уже были, но мы сумели избежать раскола и выстоять, а это требовало немалого мужества, поверьте. Но мы хранили, и будем хранить верность нашей Матери – Русской Православной Церкви. В Ней мы крещены, в Ней возросли, в Ней получили благодать священства. Как же можно предавать свою мать?!

– Как обстоят дела с возвращением церковной собственности?

– Тема возвращения церковной собственности в Латвии, к сожалению, также неоправданно становится предметом слухов и инсинуаций. Закон о реституции, принятый в Латвии гласит, что прежним владельцам возвращается имущество, принадлежавшее им до 1940 года. Нам многое вернули, хотя, конечно, проблемы есть. Государство своим законодательством определяет, что собственность подлежит возвращению, но дальнейшее зависит от отношения местных властей. Если оно благожелательное, то все происходит достаточно быстро. Но есть и негативные примеры, как, скажем, с храмом святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который сейчас именуется концертным залом «Ave sol».

К слову, некоторые горлопаны, очевидная цель которых – использовать любую ситуацию, чтобы опорочить Церковь, кричат, что судебные иски, связанные с возвращением церковной собственности, – это чуть ли не скандал. Меж тем, это нормальная, хотя, конечно, и неприятная практика для такого рода случаев.

Собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла – это первый Кафедральный собор Риги. Он был построен по велению императрицы Екатерины II. Посещая город, она увидела в Рижской цитадели ветхую деревянную церковь, посвященную святым, являющимся небесными покровителями некоторых государей династии Романовых, и повелела воздвигнуть в честь святых апостолов Петра и Павла новый храм. Он был отобран у Церкви властями еще в 1919 году, и сегодня фактически принадлежит Рижской городской Думе, хотя у нее нет документов, подтверждающих право собственности на церковное здание. Сейчас мы готовимся к очередному судебному разбирательству и надеемся, что на этот раз нам удастся вернуть храм верующим.

Сделать это пытался в свое время еще священномученик Иоанн Рижский, который неоднократно утверждал, что собор построен «православными и для православных». Но даже ему – депутату Латвийского парламента, коренному латышу было отказано.

– Как вы считаете, сохранились ли между Россией и Латвией связи, могущие способствовать укреплению Святого Православия в наших странах?

– В последнее время по вполне понятным причинам к нам стали реже приезжать паломники из России. Между тем, именно в Латвии сохранилось множество святынь и старинных намоленных храмов, которые никогда не закрывались. К сожалению, многочисленные российские общественные организации, ориентированные на содействие церковным инициативам, почти не обращают внимания на нашу Церковь, а их поддержка могла бы решить многие проблемы, помочь сохранению в Латвии православной культуры и традиций, русского языка. В Даугавпилсе у нас есть прекрасный Русский дом, расположенный в особняке купца Каллистратова. Здесь образован великолепный хор «Русичи», собрана большая библиотека, создан музей русского народного быта, проводятся различные мероприятия. К сожалению, о таком центре в Риге мы можем только мечтать.

Рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь, по праву считающийся школой игумений (он дал возрождающимся российским монастырям 17 игумений) нуждается в поддержке. Нуждается в помощи и Спасо-Преображенская пустынь, в которой в прошлом году произошел большой пожар, уничтоживший хозяйственные постройки, гараж и склад с продовольствием. Пустынь для нас – значимый духовный центр, ведь здесь покоятся останки многих наших подвижников, в том в числе одной из основательниц Троице-Сергиевой обители схиигумении Екатерины (Мансуровой).

Крестный ход с иконой Божией матери "Достойно есть"

Ежегодно в канун праздника Преображения Господня в пустыньку из Риги Крестным ходом приходят верующие с одной из наших главных святынь – иконой Божией Матери «Достойно есть», принесенной со Святой Горы Афон. Путь из Риги до пустыньки неблизкий – более шестидесяти километров, однако число участников молитвенного шествия год от года возрастает, и насчитывает несколько тысяч.

Чтобы сохранить здесь себя и свою Веру, православные Латвии поистине ежедневно учатся выполнять завет апостола «иметь мир со всеми людьми». И, следуя учению Спасителя, любить всех тех, кто, может быть, не очень-то отличается любовью к нам.... Но Господь призвал нас жить и трудиться здесь, и мы должны с честью исполнять Его святую волю.

Беседовала Елена Москвитина

Фото - Е. Москвитина, Д. Седов

Ла́твия (латыш. Latvija ), официальное название - Латви́йская Респу́блика (латыш. Latvijas Republika ) - государство в Северной Европе. Население по оценочным данным на 1 мая 2015 года составляет 1 980 700 человек.

Крупнейшие города

  • Даугавпилс
  • Вентспилс
  • Лиепая
  • Елгава
  • Юрмала

Православие в Латвии

Православие в Латвии - одна из трёх крупнейших религиозных конфессий Латвии наряду с католицизмом и лютеранством, к каждой из которых причисляет себя около трети жителей страны.

В современной Латвии православие главным образом исповедует русскоязычное население страны, хотя в стране много православных латышей.

История

Православие пришло на земли современной Латвии с территории Псковской и Новгородской Руси, проникнув в страну с востока и юга в XI веке. Примечателен тот факт, что православие явилось исторически первой формой христианского вероисповедания на землях Латвии и в Прибалтике в целом. После 1201 года, во время усиление влияния крестоносцев (меченосцы) и немецких баронов, большинство латышей на западе и севере страны приняло католичество, затем перешло в лютеранство(одна из ветвей протестантизма). На востоке страны (область Латгалия), вошедшем в состав Речи Посполитой, распространилось католичество. Его исповедуют в основном латгальцы и латвийские поляки. В некоторых латгальских общинах сохранялось и православие.

Возрождение православной традиции в латвийских землях началось после присоединения Прибалтики к Российской империи в XVIII веке.

Середина XIX века ознаменовалась массовым переходом латышей в православие. Крестьяне - латыши и эстонцы, эксплуатируемые помещиками-немцами, потомками ливонских рыцарей, находились в бедности и унижении. Ф. М. Достоевский характеризовал положение латышей-крестьян как значительно худшее, чем положение негров рабов на американских плантациях. Лютеранская господствующая церковь была в полной зависимости от господ-помещиков. В неурожайный, голодный 1841 год, 9 июня, группа крестьян, ища защиты и справедливости, обратилась к епископу Иринарху (Попову), первому рижскому викарию Псковской епархии за помощью. Последний дал им милостыню и посочувствовал, выразив милосердие. Сочувствие епископа Иринарха к бедам латышского населения привело к тому, что уже в июле со всей Лифляндии крестьяне подали епископу Иринарху около 30 прошений о защите и переводе в Православие от нескольких тысяч крестьян. Подобные действия вызвали крайнее недовольство в среде помещиков-немцев и лютеранских пасторов, стремившихся удержать латышей. Генерал губернатор Матвей Пален при поддержке шефа жандармов лифляндского немца Бенкендорфа добивается от императора Николая I 12 октября 1841 года удаления епископа Иринарха под негласный арест в Псково-Печерский монастырь якобы «для предотвращения крестьянских волнений».

По данным на 1850 год, православие исповедовала примерно восьмая часть латышей и эстонцев Прибалтики. Помимо этого, на востоке страны появилась и старообрядческая община русских поселенцев.

Латвийская Православная Церковь

Латви́йская Правосла́вная Це́рковь (латыш. Latvijas Pareizticīgā Baznīca ) - самоуправляемая Церковь в составе Московского Патриархата в Латвии.

История

В 1836 году было учреждено Рижское викариатство Псковской епархии, которое 1 марта 1850 года было выделено в самостоятельную Рижскую епархию, учреждённую 1 июля того же года. Епархиальному архиерею присваивался титул «Рижский и Митавский», каковым стал епископ Платон (Городецкий).

В связи с распадом Российской империи и переводом на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова) Рижская епархия четыре года оставалась без правящего архиерея. Латвийские власти не разрешали въезд в Латвию ни митрополиту Серафиму (Чичагову), ни архиепископу Геннадию (Туберозову), которых Патриарх Тихон предполагал назначить на Рижскую кафедру. В 1918 - нач. 1919 гг. Рижской епархией временно управлял викарный епископ Ревельский Платон (Кульбуш). Лишь после того, как на Рижскую кафедру предложено было перевести из Пензенской епархии архиепископа Иоанна (Поммера), латыша по-национальности, вопрос о возглавлении Рижской епархии был улажен с латвийскими властями. В поисках компромисса с правительством Латвии архиепископ Иоанн (Поммер) ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Тихоном о даровании его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления. 21 июня 1921 г. Патриарх Московский Тихон, Священный Синод и Высщий Церковный Совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской Православной Церкви. В 1925 г. архиепископ Иоанн (Поммер) был избран в республиканский Сейм, где отстаивал равноправие Латвийской Православной Церкви с другими религиозными деноминациями Латвии. В 1926 г. возобновила свою деятельность Рижская духовная семинария. В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. архиепископ Иоанн был заживо сожжен в своей пригородной даче. Следствие об убийстве архиепископа Иоанна не дало результатов: в убийстве подозревались как спецлужбы Латвии, так и агенты из Советского Союза.

Вскоре после гибели архиепископа Рижского Иоанна (Поммера), в 1936 году руководство Латвийской Церкви заявило о переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, против чего возражали часть священнослужителей и большинство мирян; переход не был признан Московским Патриархатом и большинством других Поместных Православных Церквей. 29 марта 1936 года митрополит Фиатирский Герман (Стринопулос) возглавил хиротонию во епископа бывшего гарнизонного священника из Даугавпилса Августина (Петерсона) с возведением его в сан митрополита Рижского и всей Латвии. В 1938 года была открыта новая кафедра - Даугавпилсская. На нее был хиротонисан архимандрит Александр (Витоль).

В 1940 году, после присоединения Латвии к СССР, предыдущие решения были отменены и Латвийская Церковь вошла в состав Русской Православной Церкви на правах епархии. Митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон) ушел на покой. Латвийская Православная Церковь Константинопольского Патриархата с 1947 года перешла на эмигрантский режим, именуясь "Латвийской Православной Церковью в изгнании".

В 1990 году, по провозглашении государственной независимости Латвии, Священным Синодом РПЦ Латвийской Православной Церкви было предоставлено самоуправление.

В Латвийской Церкви было проведено три Собора: 1997, 2001 и 2003 годов. Внеочередной собор 2009 года.

Современное состояние

Главным (кафедральным) собором Латвийской православной церкви является Христорождественский собор в Риге.

C 1993 г. возобновила свою деятельностью Рижская духовная семинария.

Статистика: 118 приходов; 92 священнослужителя (79 священников, 13 диаконов).

Богослужения в части приходов ведутся на латышском языке.

Святыни

  • свмч. Иоанн Рижский (ХХ в.)
  • «Толгская» икона Божией Матери
  • «Иверская» икона Божией Матери
  • чтимая могила архим. Тавриона (Батозского)

Году эта автономия была упразднена, но после повторного обретения Латвией независимости Священный Синод Русской Православной Церкви в августе года постановил даровать Латвийской Церкви самоуправление, что было утверждено Московским Архиерейским Собором в конце года. В декабре года на Рижском Вселатвийском Соборе духовенства и мирян предстоятелем Церкви был подтвержден владыка Александр (Кудряшов) , которому в помощь был избран Синод Латвийской Православной Церкви . После Собора, в конце декабря того же года, Латвийская Церковь была зарегистрирована в Министерстве юстиции Латвийской Республики как правопреемник автономной Латвийской Православной Церкви до года. Церковное управление осуществляется согласно Уставу Латвийской Церкви, составленному на основе Устава года.

Епархии

Исторический очерк

После войны шла непростая, в условиях воинствующего атеизма, жизнь. Уцелевший собор продолжал оставаться духовной опорой для многих и многих людей, познавших ужасы и беды чудовищной войны и послевоенных преследований.

Но то, что не уничтожили две мировые войны и революция, было разорено в 60-е годы. Так, распоряжением Совета Министров Латв. ССР от 05.10.63 г., был закрыт и превращен в коммерческое предприятие Рождественский кафедральный собор. В Дзинтари бульдозерами сметена с лица земли церковь Казанской Божией Матери, построенная в 90-х годах XIX века Петро-Павловским братством на пожертвования.

Взорван Александро-Невский собор в Даугавпилсе , разрушен храм Св. Николая чудотворца в Резекне, закрыты храмы в Краславе, в пос. Граверы, в Колке, в Айнажи, в Кокнесе, в Сунтажи. Закрыты св. Успенская церковь в Даугавпилсе, церковь «Всех скорбящих Радосте» в Риге. Всего закрыто было около 40 храмов.

gastroguru © 2017