Кто сказал «Галопом по европам»? Галопом по Европам. Экскурсионные туры: «за» и «против Откуда пошло выражение галопом по европам

Сегодня турфирмы предлагают автобусные маршруты разной продолжительности, протяженности, чисто автобусные или комбинированные - с поездом или самолетом, целевые (по одной-двум странам) или обзорные (5-7 стран), с отдыхом на курортах и без него.

Прежде, чем окунуться в это бурлящее море предложений, прочтите наши рекомендации.

На стадии планирования

Самые необременительные – туры по скандинавским странам, где автобус «разбавляется» паромом.

Идеальная продолжительность автобусного тура – 7-9 дней. И впечатлений наберешься, и устать не успеешь!

Чтобы максимально сберечь силы и не чувствовать себя слишком измотанным, старайтесь выбирать тур с минимальным количеством ночных переездов.

Желательно выбрать поездку с отелями не менее трех звезд. Хотя в Швейцарии , Германии или Австрии можно согласиться и на две.

Места в автобусе берите в начале салона: никто не шастает, туалет далеко, выход рядом – будете первыми в очереди в магазин, кафе или туалет на заправке (как правило, клозет в автобусе быстро выходит из строя. Если он есть).

Если есть возможность, подбирайте тур по возрастным критериям. Как правило, веселее и мобильнее молодежная аудитория, туристы постарше же отличаются большей дисциплинированностью – вам наверняка не придется «куковать» у автобуса лишний час, пока вся молодежь соберется к пункту отправления.

Покупая тур, узнайте все детали поездки: тип автобуса, расположение гостиниц в городе и питание в них, включены ли экскурсии в общую стоимость тура.

Узнав подробный маршрут в турфирме заранее, вы можете спланировать его по своему усмотрению, чтобы посмотреть то, что интересно именно вам. Пока основная масса ваших попутчиков будет смотреть замки, вы можете заглянуть в какое-нибудь «Мазох кафе» или Музей чертей , например.

Сборы

Есть резон обратить внимание на небольшие чемоданы. При выборе автобусного тура будьте готовы к тому, что главное вместилище ваших вещей придется неоднократно таскать из автобуса в гостиницу и обратно – тур обычно предполагает не одну ночевку, и не две.

Не нужно заполнять чемодан доверху, оставьте его наполовину пустым – для сувениров и покупок.


Собирая гардероб в поездку, посмотрите прогноз погоды на неделю. Это поможет вам избежать ненужных вещей, дополнительного веса и лишних сожалений. Кстати! Хорошее решение – взять с собой не зонт, а дождевик. Он удобнее и не мешает в случае дождя рассматривать, например, крыши соборов.

Помните, что удобная обувь – это ваше все!

Аптечка – в списке MUST HAVE. Помните о том, что вам или вашим спутникам может стать плохо в любом месте в любое время. Стандартный набор лекарств от головной боли, расстройства желудка, пластыри – с собой. Не лишними будут и таблетки от укачивания в транспорте. Можете взять с собой успокоительное, однако оно может вам и не пригодиться: белорусские турфирмы стараются не брать в автобусный тур детей младше 6-8 лет.


Бывалые путешественники советуют взять с собой воду. Лучше много. Лучше упаковку. Ее можно примостить в багажном отделении и таскать по мере необходимости по бутылке. Сделав это, вы будете благодарны бывалым путешественникам за совет, поскольку вода в Европе чем западнее, тем дороже.

Кто не в курсе: в Европе курение – очень дорогое удовольствие. Поэтому курево берите с собой. Но в границах, дозволенных таможенным законодательством. При этом помните, что курить в Европе можно только в строго отведенных для этого местах. Ваш гид должен вас предупредить о них.

Возьмите с собой надувную дорожную подушку, а еще плед или теплые носки. Антисептик для рук и влажные салфетки лишними точно не будут.

Полезная подсказка : на первой польской стоянке, если вы выезжаете через Брест, Тересполь, будет небольшой магазинчик, где вы сможете очень дешево приобрести подушку, плед и прочие полезные туристические «ништяки».

В поездку по Европе берите с собой евро, в последнее время доллары в Европе поменять не так легко. Карточка, конечно, приветствуется. Позаботьтесь и о том, чтобы в кошельке была мелочь. Желательно тех стран, куда направляетесь. И денег берите с собой побольше – лучше пусть останутся, чем не хватит. Посещение музеев, проезд в общественном транспорте, туалеты в городе, сувениры и «аааа, хочу себе такую штуку» потянут на дополнительные 150-200 евро. А то и больше.


Собираясь в поездку, хорошенько продумайте список вещей, которые стоит взять с собой. От этого зависит комфорт вашего путешествия. Возьмите в расчет тот факт, что вечером в выходные дни, особенно в воскресенье, большинство заведений в европейских городах закрыты – докупить утюжок, фен или лекарства не получится.

Темные очки, панамка или бейсболка, купальник в случае, если запланировано посещение аквапарка .


Стоит взять с собой и нескоропортящийся «перекус»: крекеры, хлебцы, заварные супчики, сахар, пару пакетиков чая или кофе и тому подобные продукты явно не будет лишними. В той же Франции в заведениях общепита действует определенный режим – между обедом и ужином в кафе вам предложат только кофе, мороженое, бокал вина…

Кстати, завтраки в гостиницах разных стран могут разительно отличаться по плотности. Если в Германии вам предложат колбасу, сосиски, омлет, йогурт, то во Франции вы сможете рассчитывать только на кофе с круассаном и хлопья с молоком.

Номер европейской гостиницы чаще всего располагает одной свободной розеткой. При наличии мобильного телефона, фотоаппарата и – вполне вероятно – планшета, это доставит определенные неудобства. Так что берите с собой запасные батарейки, аккумуляторы, тройник.

Стоит позаботиться о всяких «развлекушках» в пути – книги, музыка, кроссворды на худой конец помогут не заскучать в пути.

В дороге

Ходите в туалет при любой возможности, потому что не факт, что тогда, когда для вас настанет «час икс», в радиусе доступа окажутся какие-либо «точки снятия стресса». И тогда вам явно будет не до замков и местных красот. Причем вариант «остановиться у лесочка» в Европе не прокатывает – экологическая полиция очень бдительно патрулирует обочины дорог. И штраф, в случае чего, неизбежен!

По причинам, уже названным выше, не стоит пить много жидкости, находясь в пути. Особенно не стоит злоупотреблять пивом, чем грешат наши туристы.

Вообще старайтесь во время путешествия меньше употреблять алкоголь. Особенно если вас ждет большое количество ночных переездов. Так в конце поездки вы меньше будете чувствовать себя измотанным.

Легче переносить ночевки в автобусе помогут беруши и повязка на глаза для сна.


Ну, и пару советов напоследок:

Помните, что сувениры вдали от туристических улиц стоят в два, а то и в три раза дешевле.

Не бойтесь ездить общественным транспортом! Это не так страшно, поверьте. Навигатор в телефоне и путеводитель в помощь!


Так что вперед - галопом по Европам!!

Текст: Татьяна Данилушкина

Недавно в поисках подходящего фильма на вечер я увидела знакомое название — «Окно в Париж». Тот самый фильм начала 90-х годов, как в одной из Питерских коммуналок открывается портал в Париж. С удовольствием ещё раз пересмотрела его и поняла: за прошедшие 20 лет мы привыкли к поездкам в Европу, и это перестало быть чем-то нереально крутым. У многих наших граждан на холодильнике «прописались» магниты из европейских столиц: Афины, Барселона, Вена, Рим, Прага, Париж и т.д.

Но события последних месяцев — рост курсов валют, санкции — поставили под угрозу дальнейшее сближение с европейскими столицами для наших туристов. Скажи кому-нибудь полгода назад, что евро будет стоить 75 рублей, а доллар 65, многие бы не поверили. Ведь ещё прошлым летом туры, например, в можно было купить за смешные 18 000 рублей, в — за 22000 рублей, в — за 27 000 руб.

Сейчас за такие цены можно поехать разве что в автобусный тур по Европе . А что, тоже вариант!

Автобусные туры: Европа по сходной цене

Ещё недавно автобусные туры по Европе считались уделом пионеров и пенсионеров. Это и понято: это был дешевый способ посмотреть за одну поездку несколько европейских стран. Сейчас, думается мне, такие туры могут получить всё большую популярность. Ведь желание погулять по улицам Парижа или Праги у россиян никуда не делось. А цены на стандартные туры стали для многих неподъёмными…

Автобусные туры Европе: почему стоит поехать

Конечно, в первую очередь эти туры для тех, кто желает сэкономить . Если вы привыкли себе ни в чём не отказывать, вряд ли вас занесёт в подобный вояж. По возрасту никаких ограничений нет: среди моих туристов, выбравших для себя такой вариант, были и студенты, и родители с детьми (обычно школьного возраста), и люди старшего поколения. Отдельно стоит выделить ту категорию туристов, которые боятся летать.

Также в автобусный тур часто едут те, у кого нет пары для поездок . Ведь стоимость одноместных номеров всегда выше, чем если ехать вдвоём. В автобусном туре таким «одиночкам» туроператор либо найдёт пару (чаще всего), либо предложит немного доплатить за вынужденное одноместное размещение в отеле. Но даже в этом случае вы, во-первых, выиграете по цене, а во-вторых — будете ехать с компанией единомышленников.


Вообще, такие туры показаны тому, для кого важный момент в жизни — это общение. Долгое совместное времяпровождение в автобусном туре способствует общению и нередко выливается в дальнейшем в очень теплые дружеские отношения между людьми из самых разных городов. Но если вы от природы не слишком общительны и не желаете исправлять эту ситуацию или вы просто устали от общения с большим количеством людей и хотите отдохнуть морально, то автобусный тур точно не для вас!

На вопрос — для чего ехать в автобусный тур — каждый отвечает для себя сам. Среди самых частых ответов — увидеть как можно больше за одну поездку. И тут есть один момент: чем больше стран в туре, тем меньше вы увидите в каждой из них. И тем больше вероятность ночных переездов! А именно это — основное неудобство в таких турах. Кому-то одной ночи, проведенной в кресле автобуса, хватает с избытком, чтобы раз и навсегда поставить крест на таких поездках.

На что обратить внимание при покупке такого тура

Поэтому, первое, на что я обращаю внимание своих туристов — это есть ли в туре ночные переезды . Чем их больше — тем тур дешевле. Ведь именно на размещение в отелях и приходится основная часть бюджета в турпоездке. А так автобус становится туристам местом для ночлега. Чтобы хорошо спать в дороге, обязательно возьмите с собой надувную подушку .

Кстати, места в автобусе бронируются сразу , при покупке тура. И вы точно будете знать — сидите вы у окна или у прохода. Последний ряд мест всегда идёт со скидкой, т.к. они обычно не раскладываются.

Про переезд на поезде : как правило, до границы России туристы едут именно на поезде, а потом уже пересаживаются на автобус. Проезд в поезде предполагается в плацкарте или в купе. Цена будет различаться на 40-50 евро.

Ещё есть туры, где переезд на автобусе чередуется с плаванием на пароме . Это очень часто бывает в турах по Северной Европе. Днём вы ездите в автобусе, а ночью — плывёте на пароме. Это удобно и интересно. Категорию каюты на пароме тоже можно выбрать. А паром — это целый город на воде, с кафе и ресторанами, магазинами, дискотеками, кинотеатрами. Так что, тоже интересно посмотреть.


Тем более, что если говорить об отелях, которые предоставляются туристам в бюджетных автобусных турах, то здесь все сильно зависит от обстоятельств и доли везения. Гостиницы встречаются очень разные, от самых средненьких до очень хороших. И единственное, что их объединяет, это то, что расположены они часто в спальных районах. А это, конечно же, затрудняет самостоятельные прогулки туристов и ночные возвращения в отель из центра города, где, естественно, расположено большинство достопримечательностей и развлечений.

Что касается питания , то обычно в стоимость тура входят только завтраки.Ужины — за дополнительную плату. А обеды — там, где сами успеете перекусить. Но как правило, гид подскажет где и когда это лучше сделать. Цены везде разные: если в Чехии и Польше пообедать можно за 10 евро, то во Франции, Австрии, Италии — не меньше 20 евро.

Что увидим и что успеем


Ещё один момент в автобусных турах — экскурсионная программа . Как правило, в стоимость входят обзорные экскурсии по городам, а вот входные билеты в музеи, на смотровые площадки, прогулки на корабликах и т.п. в стоимость не включены. Поэтому нужно заложить в бюджет ещё пару сотен евро и на эти моменты.

Хочу также обратить ваше внимание, что могут быть некоторые обязательные доплаты к цене автобусного тура. Так, все туроператоры попросят вас заплатить за страховку от «невыезда» (около 15 евро), сезонную доплату — если едете в высокий сезон, например на новогодние или майские праздники (обычно не больше 30 евро), за оформление визы (от 50 до 80 евро). Это всё плюсуется к цене тура.

В каждом автобусе с туристами обязательно едет гид. Он обязательно даёт всю необходимую информацию по ходу маршрута и от него во многом зависит, насколько дружелюбной будет атмосфера во время поездки в автобусе. Но в крупных городах ему на смену приходит местный гид-экскурсовод, который и покажет вам все местные достопримечательности.


А если в том или ином городе вам лично захочется проложить свой маршрут, то и это возможно. Нужно только предупредить вашего гида и точно договориться о времени и месте вашей стыковки с остальной группой. Ну, и взять с собой карту или установить навигатор в свой смартфон или планшет,чтобы не теряться на местности.

Многие автобусные туры по Европе совмещают экскурсионные программы с отдыхом на море . Так приятно, после недельного осмотра соборов и дворцов, полежать на пляже и покупаться в тёплом море, согласитесь? А если это ещё какой-нибудь известный и невероятно популярный пляж — то приятно вдвойне. Например, автобусные туры по Франции часто заканчиваются отдыхом на Лазурном берегу — в Ницце. А там рядом и Канны, и Монако, и Кап-Ферра… Так что, получите массу впечатлений и отличные кадры на фото.


Некоторые наши туристы волнуются перед поездкой, что им придётся столкнуться с дискомфортом, неудобствами в дороге. Но мы подробно объясняем: про автобусы (что там есть и биотуалет, и термос с горячей водой, и телевизор, и кондиционер), про отлично развитую дорожную инфраструктуру Европы (на каждой заправке есть хорошее кафе, супермаркет с приличным набором товаров, чистый туалет и даже душевые кабины).

Раньше, кстати, таких вопросов было не очень много — люди просто хотели увидеть ту, другую жизнь, и готовы были стойко переносить возможный дискомфорт в дороге. Сейчас наоборот, есть категория туристов, которые хотят за 3 рубля получить услуги и сервис высшего уровня. А чуть что не так- будут трепать нервы и гиду, и всем остальным. Наверно, все вспомнят таких попутчиков-«скандалистов» в своей туристической жизни.

И ещё в любой автобусной группе всегда находятся особо «внимательные и любознательные», которые после рассказа гида — «в этом городе мы осмотрим площадь такую-то, зайдём в собор и посетим музей такой-то» — обязательно спросят — «а в собор зайдём?» Чем слушают, спрашивается? Гида начинает мелко потряхивать от таких туристов к концу поездки…

Но это всё так, мелочи жизни. Гораздо больше бывает больших открытий, приятных встреч и незабываемых впечатлений. Так что, если вы ещё не решили, с какой страны хотели бы начать осматривать Европу, присмотритесь к автобусным турам повнимательнее. Выбор огромный (присмотритесь к турам у Туртранс-Вояжа, компании DSBW, Старого Города), цены — не заоблачные, компания в поездке будет. И не откладывайте свои планы пройтись «галопом по Европам» в долгий ящик: многие автобусные туры настолько популярны, что места в автобусе заканчиваются за пару месяцев до даты начала тура.

Мое путешествие началось 12 сентября 2004 года. Загранпаспорт был получен еще год назад. Этот тур выбрала, потому что очень хотелось побывать и в Париже, и в Венеции. Я отдавала себе отчет, что дорога будет не слишком легкой, но зато я укладывалась в те денежные средства, которыми располагала. За путевку я заплатила 18 тыс. руб, заказав ее за месяц до начала тура, сначала купила билеты на самолет, но «задергалась» по причине то плохой погоды, то тер.актов с двумя самолетами. Если бы мой самолет задержался на пару часов из Новосибирска, то я бы могла не успеть в путешествие; да и обратно мне пришлось бы буквально бежать по Москве, чтобы успеть на свой рейс. Поэтому я купила билеты до Москвы туда и обратно на скорые фирменные поезда (3 тыс. руб), которые меня устраивали по времени, сдала билеты на самолет и перестала нервничать. Купила в дорогу кое-какие новые вещи, набрала продуктов быстрого приготовления. В последнюю неделю перед отпуском меня бувально разрывали на работе, я даже с туром плохо ознакомилась, хотела немного прочитать о тех местах, где буду, да и английский язык хотела повторить — не успела. Итак, 12 сентября в 10 утра «Сибиряк» помчал меня в Москву. Дорогой читала книги да смотрела в окно на начинающуюся золотую осень.

В Москву поезд прибыл по расписанию в 6.30 утра на Ярославский вокзал (метро Комсомольская площадь). Я решила сначала поехать на Белорусский вокзал, откуда должен начаться тур, сдать там вещи в камеру хранения, разведать где и что, а потом погулять по центру Москвы, т. к. до поезда у меня было несколько часов свободного времени. Так я и сделала. Естественно, я поехала на Красную площадь. Было тихо и безлюдно, и уже появилось ощущение и предвкушение отдыха и новизны. Потом я пошла в Александровский парк, со слезами постояла у Вечного огня. К сожалению, в Кремль не попала, т. к. в четверг там санитарный день. Расспросив дорогу, пошла к храму Христа Спасителя, он совсем недалеко от Кремля. Послушала службу в Вознесенском соборе перед главным храмом, поставила свечи. Поразила икона Николая Чудотворца, выполненная мозаикой, в основном, из голубого камня (лазурита?) и икона Божьей Матери не в золотом окладе, а в розовых и белых каменьях. В 10 утра открылся основной храм, я прошла туда, конечно — простор и великолепие, но службы там не было. Выйдя из храма, пошла вдоль Москвы-реки, чтобы рассмотреть памятник Петру I работы Церетели, но перейти на другую сторону не смогла, оценила грандиозность скульптуры и пошла обратно. Было тепло и солнечно. Побродила по сувенирным ларькам, пообедала в Мак-Дональдс (кстати, не понравилось) и отправилась на Белорусский вокзал.

Поезд уже стоял, подождала у 5 вагона, согласно предписанию. Вскоре подошла гид Шарафутдинова Ольга Константиновна, приятная спокойная женщина, раздала загранпаспорта с Шенгенскими визами и билеты на поезд № 27 «Москва — Брест». Поезд отправился в 15.15. На месте уже познакомилась с попутчицами. Они уже успели побывать кто в Египте, кто во Франции. В Брест прибыли рано утром и бегом к автобусам, чтобы поскорее добраться до границы. У меня было место во 2 ряду слева у окна. А вот на белорусской границе нас ждал кошмар, там мы промаялись больше 5 часов (с 5 до 10.20 утра). Впереди стояло 4 автобуса, пограничники и таможенники возились с ними, потом у них началась пересменка. Один из автобусов был из Казахстана с немцами, выезжающими на постоянное место жительства в Германию. Их проверяли долго и обстоятельно. Потом таможенники соизволили обратить внимание на нас, заставив взять все вещи и пройти в таможню. Там мы заполнили таможенные декларации, указав количество денег и перечислив золотые украшения и потом показав все это таможеннику. Прошли через магнит, потом фэйс-контроль, сдали паспорта. Все наши данные были занесены в компьютер (группа 45 человек, плюс гид, плюс два водителя). И на это ушло более 5 часов, наконец, мы тронулись, но проехали совсем чуть-чуть — пришла очередь польской границы. В автобус зашел поляк, собрал у всех паспорта, поглядев на каждого (мне пришлось взлохматить волосы, чтобы стать похожей на свою фотографию, на что пограничник воскликнул: «О женщины, что вы делаете со своими головами!»). Собрав паспорта, он сверил их с записями в книге, поставил печати и пожелал доброго пути. Естественно, отъехав от границы, мы дружно закричали «Ура!» — мы были уже в Польше .

И сразу начался другой мир, сразу почувствовалась ухоженность. Опрятные двухэтажные домики с балкончиками, на решетках которых висели горшки с круглыми шапками ярких цветов (герань, пятуньи), яблоневые сады с невысокими и нераскидистыми яблонями с висящими желтыми и красными яблоками, виноградники, капустные и картофельные поля. Но все это небольшое, аккуратное и чередующееся. Дома — обычные, не дворцы, нет высоких заборов, перед домом лужайка и цветы. (Квартплата за квартиру 70 кв.м составляет примерно $200 в месяц. Врачи, учителя получают около $300, детские сады бесплатные, только питание). Вскоре мы остановились пообедать. Наш гид коротко охарактеризовала польскую кухню и сказала, что нравится лично ей. Я взяла супчик жюр и на второе — скобова. Супы представляют собой густой бульон, нарезанных овощей там нет, возможно, они сильно переварены и перетерты. В моем супе имелся еще кусок колбасы, типа наших сырых колбасок, и немного яйца. Но было вкусно. А второе представляло собой огромную отбивную, гарнир заказывается отдельно. Полностью второе я съесть не смогла, и остаток был очень кстати в дальнейшем. Такой обед обошелся в 4.5 евро (160 руб), что сопоставимо с нашими ценами. А еще продаются соки с мякотью в бутылочках, очень вкусные.

Проехав 190 км, мы попали в Варшаву . Обычная Варшава мало чем отличается от наших городов: и дома такие же, и общественный транспорт схожий. День (17 сентября 2004 г.) был теплый и солнечный. Автобус привез нас в исторический центр — Старо Място (Старый Город). Мощеные улицы и площадь, цветы в горшках на тротуарах и на столбах, тепло. Сама площадь с какими-то «детскими» домами, фонтанчик, играет шарманка — удивительно. Все это было восстановлено после войны и теперь находится под охраной Юнеско.


Посмотрели на Королевский замок и колонну Сигизмунда II. Заглянули в Собор святого Яна, там шла служба. Соборы католиков отличаются от наших церквей: вместо икон — фигуры святых, скамейки для молящихся, свечи в маленьких рюмочках, колонны и своды.

Со старой площади прошли к Барбакану, это мощное защитное сооружение из кирпича, очень широкое. Теперь там играют музыканты, сидят художники.


Варшава, Барбакан

Берлин, в Трептов-парке

Далее была обзорная автобусная экскурсия по городу, увидели остатки Берлинской стены, возведенной в 1961 и разрушенной в 1989 году. Ее высота 4 метра и вся она разрисована. Интересно было увидеть телевышку, знакомую по телепередачам. По тогдашним канонам она не должна была быть выше Останкинской. Заехали на Музейный остров, пофотографировались на фоне дворцов и музеев, проехали по улице Унтер ден Линден, которая была проложена как дорога в летний королевский дом. Полюбовались на Брандербургские ворота (типа Триумфальной арки). Их отреставрировали в 2000 году. Перед открытием они были накрыты чехлом, смельчак на воздушном шаре раскрыл молнию на чехле, и ворота появились перед ожидающей публикой. Доехали до площади Большая Звезда с Колонной и золотой скульптурой Победы (женщина с крыльями; немцы называют ее Золотая Эльза по имени жены скульптора, который ее изваял). Так как нас ожидал ночной переезд, автобус должен был выстаиваться 9 часов (где-то это все фиксируется), поэтому нам было предоставлено свободное время. Автобус высадил нас около зоопарка. Для начала гид отвела нас в кафе. Очень трудно было выбрать, не зная, что берешь, а особенно, сколько это будет стоить. Правда, порции были огромные, и можно было взять с собой, так что остатки перекочевали в выданные лоточки и сумочки. Здесь я не удержалась и взяла еще и пирог. Он представлял собой бисквит, на котором было много фруктов: бананы, киви, сливы, залитых желе. Здесь уже обед без первого блюда обошелся в 12 евро (400 руб). Потом мы осмотрели площадь с полуразрушенной в годы 2-й мировой войны церковью памяти кайзера Вильгельма и рядом стоящими новыми в современном стиле церквями (одна высокая, вторая квадратная низкая, немцы называют их Помада и Пудренница. Вечером они подсвечиваются одна синим, другая розовым — поразительно красиво). Рядом с этими церквями находится большой и дорогой магазин Европа-центр. Мы ходили туда посмотреть часы. Они представляют собой прозрачные трубы с желтой жидкостью, все это переливается — занимательно. Потом мы сели на 145 автобус и с гидом поехали в Шарлоттенбургский замок. Ехать было недалеко, ехали на втором этаже двухэтажного автобуса. Система оплаты такая: входишь в переднюю дверь и у водителя покупаешь билет за 2 евро, который действителен в течение 2-х часов, на нем отбивается время покупки. Если у тебя проездной или еще действующий билет — входишь в среднюю дверь (доверяют:-)).
Замок был построен королем для своей возлюбленной Шарлотты, в него мы не ходили, а просто побродили по парку. В парке извилистые дорожки (не для хождения), посыпанные красноватыми и белыми камешками, окруженные травой — какой-то орнамент, в конце — пруд с утками и лебедями. Побродив около часа по парку, мы решили вернуться в центр, пока еще действовали билеты. Тут вышла какая-то неувязка: то ли мы купили билеты только на один раз или только в одну сторону, но т. к. средняя дверь у автобуса не была открыта, мы пошли в переднюю, показав билеты водителю, он к чему-то придрался, и нам пришлось выйти. Мы дождались следующего автобуса № 100, который идет через весь город, и вошли, не показывая наши билеты, и спокойно доехали до Александрплатц. Остановок здесь не объявляют: впереди вверху — табло с названием остановки, к которой подъезжаешь. Мы захотели побродить по городу до времени посещения Рейхстага. Решили дойти до площади Звезды, шли, смотрели на здания, потом шли мимо парка, люди там спокойно сидят на траве, что-то готовят (шашлык или барбекю), дети бегают с мячом, тут и негры, и арабы. На тротуаре другим цветом выделена полоса для велосипедистов, их очень много, и молодых и пожилых. Дойдя до площади, мы повернули обратно, пошли по другой стороне, вышли к Мемориалу советским воинам (никаких следов от актов вандализма не видели), потом пошли к Рейхстагу, где уже собиралась наша группа. Сказали, что нам повезло, т. к. он был открыт для посещений, а ведь это действующее здание нижней палаты парламента.


Берлин, у Рейхстага

Надписей наших воинов, оставленных в мае 1945 года, мы не нашли, лишь на одной гладкой белой стене внутри воспроизведены какие-то фразы, т. е. здание полностью перестроено после войны. Вверх на купол поднимались по спиральной дорожке с прозрачными стенками, было даже как-то не по себе. От вершины купола вниз уходит какая-то стеклянная пирамида, видимо, для дополнительного освещения. Выйдя наверх на обзорную площадку, полюбовались вечерним Берлином, набрали сувениров. Дальше нужно было добираться до зоопарка, где нас ждал наш автобус. Немного «ограбили» немцев, не заплатив за билеты в их автобусе. Еще днем я обратила внимание, что на улицах довольно много инвалидов в колясках. И вот на одной остановке старенькая бабулька с коляской с еще более стареньким дедулькой помахала ручкой, водитель автобуса (где мы ехали зайцами:-)) в белой рубашке вышел с каким-то крюком, подошел к средней двери и этим крюком выдвинул металлический трап на тротуар, завез дедульку в автобус, убрал трап, и мы поехали дальше (ступенек в автобусе нет и тротуар почти вровень с полом автобуса). Мы вышли раньше, но видимо, дальше процедура повторилась и это, наверное, в порядке вещей. Приехали рановато, походили по площади, еще раз посмотрели на подсвеченные Помаду и Пудренницу, фонтан Глобус, зашли в булочную. Ассортимент большой: и батоны (около 1.5 евро), и булочки, и пирожные. Потом приехал автобус и в 21.30 мы отправились во Францию (более 1000 км). Это был первый ночной переезд, конечно, спать было неудобно, часто просыпалась, смотрела в окно. Очень приятно было ехать по Бельгии: пустая трасса, и светят какие-то особые желтые фонари и по середине дороги, и по бокам.

В каком-то месте нас обогнал поезд, первый вагон обтекаемой формы — это скоростные поезда, 270 км/час. Вдоль дороги очень часто стоят телефоны для подачи сигнала SOS, похожие на аистов, поднявших клюв, видимо, антенна.

Итак — Париж (19—20 сентября). Это город, в который влюбляешься сразу, видимо, и у городов бывает аура. Конечно, мы видели «королевский» Париж, может, современные застройки такие же, как и везде. Первое упоминание о Париже — 53 год до н. э. Здесь жило кельтское племя паризев. Облик Парижа закладывался при Наполеоне 3. Дома с типовым фасадом 5-ти этажные, из белого известняка. Дополнительный цвет — это серый цвет парижских крыш из сланца. Единственное украшение — вдоль каждого этажа черная чугунная решетка, на каждом доме со своим орнаментом. Они придают ажурный вид. Кое-где на балкончиках яркие цветы. Улицы прокладывались с севера на юг, может, отсюда поговорка, что все дороги ведут в Рим.

Сначала мы поехали в Версаль — летнюю резиденцию французских королей (12.5 евро). Это шедевр французского искусства 17 века. Бывший охотничий павильон Людовика 13 был преобразован и расширен его сыном Людовиком 14, который превратил его в королевскую резиденцию, а Версальский парк считается одним из лучших в мире. Мы ходили во дворце: анфилада комнат с большими картинами, старинной мебелью, из окон — вид на очень ухоженный красивый парк. Очень понравился зеркальный зал с огромными люстрами.


Очень странно, но цветы в парке такие же, как у нас: пятуньи, шафраны, герани; красиво подстриженные кустарники, аккуратные дорожки. А ведь здесь ходили великие короли и королевы! Выйдя из дворца на площадь к автобусам, мы были окружены абсолютно черными неграми, которые предлагали сувениры: сумочки, платки, часы, безделушки. С ними обязательно надо было торговаться, и они могли снизить цену в два раза, причем говорили по-русски. Поразило обилие легковых машин (все Рено да Пежо:-)).

После Версаля мы поехали Париж. Ехали вдоль Сены и увидели Статую Свободы — оригинал, увеличенную копию которой народ Франции подарил американскому народу. И вот Эйфелева башня . Какая она красивая, легкая и ажурная! Она была построена к промышленной выставке 1899 года, высота 300 м плюс антенна 20 м. 15 тысяч металлических деталей, 7 млн клепок, строилась 2г 2 мес 5 дн. Три уровня: 57 м (4 евро), 115 м (7.3 евро), 276 м (10.4 евро), три лифта по 40 чел. Реставрируется раз в семь лет. Освещение сделали к 2000 году, в начале каждого темного часа она мигает-переливается как бриллианты по 10 минут — это просто сказка. Ее посещают 5-6 млн человек в год.


Париж! На Эйфелевой башне

И это чудо хотели снести после окончания выставки, как бесполезное сооружение, портящее вид города. А сейчас — это символ Парижа. Мы на лифте поднялись на 2 уровень и долго любовались городом и ажурностью самой башни. Вниз спускались по лестнице до 1-го уровня, а потом на лифте. Внутри — сувенирные магазинчики и кафешки. Спустившись, походили по Марсову полю, здесь все сидят на траве.

Потом поехали в отель Compani, их много в разных местах. Наш был расположен где- то на окраине, где на улицах было слишком много негров. Нас попросили не гулять, хотя было еще не поздно. Но зато вымывшись, посидели, поделились впечатлениями, посмотрели телевизор и рано уснули.

Проснувшись (20сентября), пошли завтракать. Нас ждал шведский стол. 45 оголодавших русских, которым все надо попробовать и хорошо бы взять что-либо про запас:-). Служители не успевали наполнять подносы, мы ели, как будто это была наша последняя еда. Очень понравились круассаны. На столе стояли 3 сосуда с мюсли, кувшины горячего и холодного молока, на тарелках колбаса (невкусная) и сыр, йогурты (несладкие, как наша густая простокваша), фрукты сладкие и простые, чай, кофе, джемы в маленьких упаковках, апельсины и агрегат для получения сока — так бы и сидели здесь:-). Наш гид потом рассказала, что другой группе на следующий день был уже предложен континентальный завтрак, нам же повезло и на следующее утро, позавтракали тоже прекрасно.

После завтрака нас ждал не менее насыщенный день: до 12 часов обзорная экскурсия по городу, Нотр Дам, с 12 до 14 часов — Монмартр, с 14 до 16 часов — катание на кораблике по Сене, с 16 до 18 часов — Лувр, Елисейские Поля, аквапарк (я не ходила) и Мулен Руж с 23 до 1 часа. Сначала подъехали к Гранд-Опера — оперному театру. Проект предложил к тому времени неизвестный архитектор Гарнье. Когда Наполеон 3 спросил его о стиле будущего здания, он ответил, что это будет здание в стиле Наполеона 3-го. Ответ, естественно, понравился и оперный театр был построен. В 19 веке там гастролировали русские, и парижане не хотели их слушать. Тогда в театр были в качестве зрительниц приглашены русские красавицы, и на спектаклях был полный аншлаг.

По улице Мира (проложена при Наполеоне Бонапарте) поехали к Вандомской площади. Таких королевских площадей 5, это как огромные залы под открытым небом. Далее вдоль Сены поехали к Собору Парижской Богоматери (Notre Dame — Наша Дама). Он находится на восточном окончании остова Сите, где и возник Париж. Светлое, легкое ажурное великолепие снаружи. Полумрак, высокие своды, цветные витражи, пламя свечей, благоговение перед вечностью — внутри. Обходим Собор вокруг; со стороны Сены небольшой парк; держась за веревочку, идут за воспитателем разноцветные малыши.


Париж, у Нотр-Дам

Далее Пантеон, первым здесь похоронен Марат. Далее — Сорбонна, бульвар Сен-Жермен, Дворец Инвалидов, построенный при Людовике 14, который долго правил, много строил и любил, чтобы им восхищались. И вот был построен Дом Инвалидов для солдат, возвращающихся с войн. Это целый городок, где и сейчас есть госпиталь. В других помещениях — военная школа, музей оружия. В соборе Святого Людовика похоронен Наполеон Бонапарт. Едем по авеню Клебер и в перспективе видим Триумфальную арку, сооруженную в 1836 году. Она обнесена сотней столбов с цепями, на столько дней Наполеон возвращался перед ссылкой. Триумфальная арка расположена на площади Звезды (пл. Де Голля). Она выполнена красной звездой на синей и на белой звезде. От нее как лучи отходят 12 проспектов, самый красивый — Елисейские Поля (место, где отдыхают души и античные герои), длиной 2 км. Посередине проспекта — маленькая площадь, где меняют цветы к каждому сезону.

Далее площадь Согласия (Конкорд) в честь Людовика 15, снова Гранд-Опера и мы едем на Монмартр (5 евро). В переводе — это холм мучеников, где казнили христиан. Вершина холма увенчана белой базиликой Священного Сердца Христова — Сакре-Кёр (1874—1914 гг.). Главный купол — Христа, высотой 70 метров, и 4 купола пониже — евангелисты. На колокольне — колокол с трещиной — глухой колокол. Его привезли и перед установкой решили опробовать, но он упал и треснул, тем не менее два раза в год на Рождество и на Пасху в него звонят. Подъем по длинной лестнице и входим внутрь. Все выложено мозаикой. На одной из икон-картин над алтарем изображены вместе с христианами и язычники, и палачи — символ того, что все равны перед Богом. (Первым Папой Римским был апостол Петр. Его тоже распяли, но вниз головой).

1


Париж, Монмартр, базилика Священного Сердца Христова Сакре-Кёр

После посещения базилики гуляем по Монмартру почти бегом за гидом. Проходим рыночек с выставленными картинами и сувенирами. Справа — первое Бистро. Во времена сухого закона сюда ворвались казаки с шашками наголо и потребовали выпивки — быстро! Дома здесь очень дорогие; здесь жили Сальвадор Дали, другие знаменитости. Есть даже крошечная площадь Далиды, египетской певицы и красавицы, потрогали за грудь ее скульптуру, чтобы повезло в любви:-). Тут же недалеко находится и стена любви, где на всех языках земного шара написано «Я тебя люблю».


Париж, Монмартр

Спустившись с Монмартра, садимся в автобус, ведь нам предстоит еще прогулка по Сене на речном трамвайчике (7 евро). Доезжаем опять до Эйфелевой башни, рядом пристань и стоянка автобуса. Кораблик довольно широкий с открытой верхней палубой. Около ручек сидений находятся трубки типа телефонных, в которых говорится по-русски о местах, мимо которых мы проплываем. Играет музыка, звучат песни в исполнении французских певцов, и кругом — Париж! А кораблик проплывает мимо уже знакомых мест, огибаем Нотр-Дам и плывем обратно. Пожалуй, самым нарядным и богатым из 22 мостов через Сену является мост в честь нашего царя Александра III.

После кораблика — посещение Лувра (8.5 евро). Конечно же, сразу решили найти и посмотреть Джоконду, хотя картин великое множество и хотелось хоть на секунду задержаться и рассмотреть каждую. И вот Она. Картина небольшая, висит одна на стене за пуленепробиваемым стеклом. Кругом туристы, вспышки камер, и Она, с полуулыбкой глядящая на нас из глубины веков. В Лувре есть еще 3 или 4 картины Леонардо, и одна как-то очень близка по исполнению Моне Лизе. А вот Венеру Милосскую удалось посмотреть лишь издали: ничего не объясняя, служащие всех посетителей просто вытеснили из Лувра (возможно, именно в этот вечер оттуда были похищены драгоценные камни).


Париж, у Лувра

1


Париж, на площади Согласия

1


Париж, у Триумфальной арки

Время — начало седьмого вечера, в Мулен Руж нам к 23 часам, и мы решили погулять: пройти по Елисейским Полям до Триумфальной арки, оттуда по бульвару Осман до Гранд-Опера и к Мулен Руж. Елисейские Поля — проспект очень широкий, вдоль пешеходной дорожки растут каштаны. Тут же негры их жарят, но мы не пробовали. До Триумфальной арки мы дошли, потом долго искали бульвар Осман, нашли и его, но французские улицы имеют свойство менять название на своем протяжении. Кроме того, мы привыкли к перпендикулярным перекресткам, а там улицы отходят чуть ли не от каждого дома, и начало темнеть. Короче, пришлось останавливать прохожих, говоря им: «Сильвупле, Мулен Руж!». Наконец наша просьба увенчалась успехом: немолодой мужчина в спецовке проводил нас почти до самого места. Если честно, одни бы мы не нашли, но могли доехать на метро, названия остановок знали. Он плохо разговаривал по-английски, мы, наверное, еще хуже, но тем не менее, даже как-то общались. Потом он обратил наше внимание, что на автобусных остановках висят карты, и можно было сориентироваться по ним. Короче, пришли мы рановато, и долго гуляли по близлежащим улицам.

В Мулен Руж нас проводили за столики, по 6 человек; на столах было по 3 бутылки шампанского в ведерке со льдом и небольшая лампа с красным абажуром. У меня была шоколадка, так что не захмелели. Шампанское не очень понравилось: кисловатое на мой вкус и газюлек мало. Несмотря на потрясающее шоу, некоторые наши туристы немного поспали, расслабившись после аквапарка. Шоу длилось два часа без перерывов, вот только фотографировать было нельзя. Мужчины и женщины исполняли акробатические номера, потом танцевали. Одежда изумительно яркая, иногда неоновая подсветка. Женщины высокие с небольшой грудью, одетые в стринги, бусы и перья. Особенно поразил номер, где выдвинулся большой аквариум, и женщина плавала там с питонами. Два часа пролетели незаметно. Зрелище не только прекрасное, но и очень дорогое: 95 евро с дорогой обратно в отель.


из журнала Мулен Руж


из журнала Мулен Руж

Наутро — обильный шведский завтрак и погрузка в автобус для поездки в Диснейленд. Там автобус должен отстояться перед ночным переездом, и в 9 часов вечера — отъезд с площади Согласия на юг Франции на Лазурный берег.

Диснейленд находится недалеко от Парижа. Было много противников его строительства: как же! подражание американцам! Но тем не менее, 12 лет назад Диснейленд был построен, и теперь вся Европа ездит сюда. Имеется большая площадка для трейлеров, и семьи могут здесь жить несколько дней, так как например мы за один день все аттракционы посетить не успели. Билет стоит 40 евро на день, и можно кататься где и сколько угодно: больше билетов уже покупать не нужно. День выдался прохладный, но дождя не было. От стоянки автобуса мы минут 10 ехали по движущейся дорожке (как эскалатор), и наконец приехали в сказку! Тут мне стало просто не по себе из-за того, что я здесь, а мои дети этого не видят. Это как бы огромный кукольный город, просто очередное чудо света! Яркие замки, множество разнообразных аттракционов. Нам опять же повезло, что мы попали сюда осенью, поэтому было сравнительно немноголюдно, но тем не менее, в очередях стояли, хотя здесь есть система тиккеров: стоят автоматы, и если очередь большая, засовываешь билетик в тиккер, и он помечает время, когда тебе нужно придти, и тогда входишь уже без очереди через другой вход.

Итак, входим и сразу попадаем в сказку. Играет американская музыка в стиле кантри, кругом большие игрушечные домики, в них сувенирные магазинчики и кафе. Карусели, которые помнятся с детства — с лошадками, и новые — с летающими слонами. И настоящая лошадь с вагончиком, который едет по рельсам. Много зеленых насаждений, подстриженных в виде фигурок. Лабиринт с плюющимися фонтанами. Струйка воды прерывается, летят отдельные мягкие струйки — очень интересно. А из лабиринта мы еле выбрались, ходили-ходили, он вроде бы и маленький, а выбирались долго и не попали в его центр, где стояла чудная разноцветная башенка.

Париж, Диснейлэнд

Первым аттракционом был Питер Пэн, где мы (я ходила вдвоем с Таней из-под Челябинска) сели в круглое кресло и летели как бы над ночным Лондоном. Зрелище просто завораживающее: внизу — замки, люди, вокруг — звезды, облака. Мы, взрослые, были в восторге, а детям, наверное, еще интереснее. Потом мы пошли к красной горе. Прошли мимо корабля и скалы-черепа, зашли в пещеру, немного походили по ней. Было страшновато, а вдруг заблудимся. Пещера была неглубокая с множеством ответвлений, наверное, каждый из них вел наружу. Кое-где сверху сочилась или текла вода, было гулко и темно. Итак, мы шли к довольно высокой горе, естественно не зная, что там. Сели в вагонетку, я думала, что это будет что-то типа путешествия под землю к гномам, и тут вагонетка рухнула вниз, хорошо, что я удержала кинокамеру, оказывается, мы попали на американскую горку. Ну о-очень крутая горка была, мы летели и вниз в гору, и вылетали на поверхность, и ехали вокруг горы. Визгу было!… А адреналину!.. Когда кончилось наше путешествие внутри горы, мы, совершенно потрясенные, пошли просто спокойно походить, и еще долго слышали визги, доносившиеся с аттракциона. Но мы через это уже прошли и теперь довольно хихикали.

Подошли к большому кораблю, сели на него, и тихо поплыли по озеру вокруг злополучной горы. Звучала тихая музыка, вокруг довольные лица — хорошо! Проплыли мимо доисторического берега, где с шумом вырывался пар и валялись гигантские кости мамонтов или динозавров. Пока плыли, увидели паровозик с вагончиками, посмотрели по схеме, он должен был объехать по периметру всего Диснейленда. Решили прокатиться на нем, но на пути оказался какой-то старинный дом, зашли в него, не зная, что здесь. Когда собралось достаточно людей, нас провели в круглую комнату, где вверху висели картины. И вдруг картины начали понемногу вытягиваться, оказывается, это был лифт, который начал опускаться, и никто движения не почувствовал. Можно было подумать, что потолок скользит вверх. Аттракцион назывался Дом с привидениями. Поначалу было как-то даже жутковато, ведь не знаешь, что тебя ожидает, но потом забавно. Спустившись вниз, мы вышли и сели в круглые кресла, которые повезли нас по дому. Звучала страшная музыка, скалились черепа, мертвецы, кресла поворачивались к очередному страшному экспонату. Было и совсем темно, и полумрак, но прикосновений к нам не было, а то бы еще навизжались (кстати, в горе визжали с удовольствием и не стесняясь). Объехав Дом с привидениями (кстати, было много голографических изображений), прошли к паровозику, и проехали в другую страну (Диснейленд разбит на 4 страны), но что-то паровозик заупрямился, мы не стали ждать и пошли дальше.

Подошли к совершенно изумительным декорациям, аттракцион назывался маленькая страна, мы сели в какие-то лодки, и вода потихоньку понесла нас в очередную сказку. Этот аттракцион я постаралась заснять на камеру, т. к. было светло. Кругом были куклы, ярко и нарядно одетые, которые пели и танцевали. Это было настолько мило, что потом попозже мы снова вернулись сюда и еще раз проплыли. Решили перекусить, но в кафе было совсем не по карману, скушали по хот-догу, но и он стоил 4.80 евро (170 руб). Заходили в сувенирные магазины, смотрели. Потом встретили парня из нашей группы, который спросил, летали ли мы на Луну, посоветовал это сделать, потому что круче этого он еще не видел. Мы долго бродили вокруг здания с пушкой для полета на Луну, я все не решалась, а Таня одна не хотела. Пошли для начала на аттракцион Пираты Карибского моря. Тоже плыли внутри пещеры, здесь было пострашнее, чем в кукольной стране: и лодка то двигалась с резкими поворотами, то скользила вниз. А кругом были сцены из пиратской жизни с большими двигающимися куклами. После этого мы забрались по ступеням на высокое искусственное дерево, где была хижина Робинзона. Но Татьяна настаивала на Луне, опять пошли туда. Чтобы оттянуть время, спустились под воду и прошлись по подводной лодке капитана Немо, потом попали на музыкальное костюмированное представление Король-Лев.

И вот настал неотвратимый момент полета на Луну. Пока шли, встречали таблички с рекомендуемым ростом и весом, что сердце должно быть здоровым. Да, это было что-то. В целом, это американская горка, но перегрузки там капитальные! Я не знаю, с какой скоростью пушка нас выстреливала, на сколько метров мы проваливались вниз, самым тяжелым испытанием была мясорубка, когда мы летели, вращаясь по спирали, голова билась о подушки безопасности, я боялась, что вылетит и разобьется кинокамера, и в голове билась мысль, зачем я сюда пошла. Большей жути я испытывала. Вышли совершенно ошеломленные и обессиленные, и потом просто долго бродили, но теперь уже ничего не могло нас испугать. Рядом был стереокинотеатр, и мы посмотрели забавный фильм со стереоэффктами. Потом был еще аттракцион типа звездных войн. Мы сидели в зале, смотрели на экран, где неслись звезды и ракеты. Пол вибрировал, но не качался, не наклонялся, но было ощущение и перегрузок и невесомости. Так незаметно пролетел этот фантастический день, мы не успели даже посетить все аттракционы. А потом нас ждала одна неприятность: выйдя из Диснейленда, пошли немного не в ту сторону, надо было чуть правее, потом пришлось возвращаться, спрашивать, но к автобусу успели. Поехали снова в Париж за теми, кто в Диснейленд не поехал, они должны были нас ждать на площади Согласия. Приехали как раз в 9 вечера и уговорили водителей, чтобы нам разрешили полюбоваться на сверкающую Эйфелеву башню. 10 минут она сверкает, как бриллиант, а потом просто светится — великолепно. Так жаль было уезжать из Парижа, но впереди нас ждал Лазурный берег.

Ночной переезд (почти 1000 км), конечно, удовольствия не доставил, но зато из прохладного диснейлендовского дня мы попали в жару, переодевались прямо в автобусе. Первой нашей остановкой был городок Грасс — столица производства духов. Город окружен цветами, их собирают по 10 тонн в год. Мы посетили местную парфюмерную фабрику. Здесь создают и производят ароматы, а разливают и дают им названия уже в других местах. На фабрике около 40 запахов, для создания каждого запаха идет до 150 видов масел. 6 запахов из 10 — из масел Грасса. Для создания нового запаха нанимают нюхача и указывают ему, какой должен быть запах. Нюхачей всего около 100 в мире, из них 30 в Грассе. Например, из 600 кг лепестков жасмина можно получить 1 л масла. Масла получают или кипячением и возгонкой (лаванда), или лепестки (фиалка) укладывают на 24 часа на листы, покрытые смесью вазелина и глицерина. Туалетная вода сохраняет запах 2-3 часа, парфюм 5-6, духи (только на кожу, т. к. много масла) 10-12 часов. Хранить лучше в темном месте при постоянной температуре, тогда можно хранить 5-6 лет. К сожалению, ароматов, которые бы мне очень понравились, здесь не было, но духи, которые потом будут Hugo Boss, я купила (50 мл за 30 евро).

А далее был Лазурный берег , он расположен от Тулона до итальянской границы, примерно 300 км. Здесь бывает до 8 млн туристов в год, температура воды примерно 20 градусов. Горы — Альпы (альп — высокая гора). Мы приехали в Канны . Походили по красивой набережной Круазет, подошли к Дворцу кинофестивалей с его знаменитой красной лестницей. Но там проходили какие-то съемки, и сфотографироваться на ней нам не удалось. Полюбовались отелем Карлтон, где останавливаются кинознаменитости. А кругом было лазурное море, пальмы, солнце, прекрасные газоны. Мы пошли на пляж. Шли мимо прекрасных яхт, где все сверкает чистотой и богатством, как в кинофильмах. Берег песчаный, в песке много слюды и поэтому он весь сверкает, особенно на мелководье. Вода было теплой, прозрачной, плавали какие-то рыбешки, медуз или водорослей не было. А осознание того, что это Средиземное (!) море, переполняло душу восторгом.

Что и говорить, ехать было приятно, глядя на пальмы и синее море. Приехав в Ниццу (столица Лазурного побережья), часть людей, включая меня, разместилась в отеле Бристоль, другие в отеле по соседству. Похоже, что вся Ницца состоит из небольших отелей, разнообразных кафе и магазинов. В отеле случился казус. Вместо ключей нам дали карточки, ладно, фильмы смотрим, воспользоваться ими сумели и в номер вошли, а вот свет включить не смогли. Пришлось идти к портье и на пальцах пополам с английским спрашивать, почему в номерах нет света (а может днем не бывает). Оказалось, что, войдя в номер, нужно карточку засунуть в специальный кармашек на стене, и тогда электричество станет доступным. А когда уходишь, вынимаешь карточку и обесточиваешь номер. Переодевшись, пошли на короткую экскурсию, а потом к морю. Здесь уже совершенно становится понятным, почему побережье называется Лазурным. Море действительно изумительного лазурного цвета со сменой оттенков от берега вдаль. Мы поднимались на холм, и чем выше поднимались, тем более прекрасный вид на море открывался. Это просто необыкновенно изумительное зрелище, больше такого цвета воды я нигде не видела.


А вот пляж здесь из гальки, и ходить по нему было тяжело. Кроме того, и волны здесь были сильные, так что купаться было проблематично: волна почти сбивала, а ногам было больно из-за камней, но все равно купались и радовались красоте и морю. Вечером пошли побродить по вечерней Ницце. Тепло, никаких комаров, люди сидят за столиками в кафе, играет негромкая музыка. Боже, как приятно!

Нам показали супермаркет, где мы могли купить продукты и вино. Здесь же продавали и готовые блюда на вес. В первый вечер я взяла рис с кусочками курицы, приготовленными по-разному. А во второй день — блюдо с морепродуктами: какая-то крупа, а в ней кусочки курицы, креветки и устрицы. Мне очень понравились эти моллюски, они были в раковинах, но в приготовленном виде занимали, наверное, только пятую часть раковины. В этом же магазине я купила и розовое вино для дома. Белые вина — от жары, красные — для наслаждения, розовые — для любви. Самое знаменитое блюдо с вином — винный петух: из дыни убирают косточки, кладут клубнику и заливают вином. Существует 4 качества вин: 1) низкое — столовые VTT — нет индивидуальности, разные сорта и виноградники, они стоят дешевле Колы (кстати, много виноградников растут вдоль автобанов); 2) местные VTP — строго определенная территория, 3-5 евро; 3) высшее — подлинные вина Controlle определенная территория, сорт, возраст лозы, 5-10 евро; 4) контролируемые — уникальные вина. Французские вина — терпкие. Во всех магазинах стоят на выходе магниты, а кассы размагничивают чек. Так что никаких камер хранения здесь нет. Когда я вошла в магазин с бананами, купленными на улице, мне пришлось объясняться с секьюрити, спрашивая, где мне оставить бананы, чтобы сделать покупки в магазине. Наверное, он удивился, но объяснил, что можно проходить, а потом уже на выходе поинтересовался, все ли нормально.

На второй день после пляжа мы поехали в Монако и Монте-Карло. Оба эти города принадлежат княжеству Монако. Ехали мы по горной дороге, по серпантину, вдоль моря, любуясь побережьем. Первой остановкой был город Монако . Мы пошли на экскурсию в княжеский дворец (6 евро), хотя мне больше хотелось попасть в океанографический музей Жак-Ив Кусто. Дворец не очень шикарный, здесь живет семья князя Монако Гримальди (династия правит уже 700 лет). Около дворца ходит страж в белой форме — красиво.


по дороге в Монако


Монако, у дворца

Так как места на побережье мало, а желающих здесь жить много, то у моря отвоевывается территория, и на ней возводятся дома. Очень много кораблей. После небольшой прогулки по городу мы поехали в Монте-Карло , в казино (10 евро). Нас предупредили, что мы должны быть прилично одеты. Город у моря, ухоженный и богатый. Как и везде, много кафе. Казино (построено в 1878 г. по проекту Гарнье, автора Гранд-Опера в Париже) поразило своим великолепием и размерами, пожалуй, было покруче княжеского дворца: мраморные колонны, высокие своды, просторные залы. Посетителей было немного, мы побродили по залам; кто умел, поиграл в рулетку, но минимальная ставка в 5 евро была дороговатой, поэтому мы больше глазели. Потом нашли зал с игровыми автоматами, выбрали автоматы по 50 евроцентов и немного поиграли. То везло на несколько монеток, то однорукий бандит проглатывал монетку без отдачи. Но в общем я выиграла 2 евро, была очень довольна, что не в проигрыше. Кто-то выиграл побольше, кто-то проиграл, но мы играли в Казино Монте-Карло! Когда вышли, был уже вечер, город сиял огнями, Казино выглядело просто потрясающе, светились корабли в гавани — настроение было радостное.

На ночь вернулись в Ниццу. Побродили по набережной, любуясь яркими огнями взлетающих и садящихся самолетов: взлетная полоса находится на берегу. Ночевали в отеле. Утром после шведского завтрака, но не такого обильного, как в Париже, мы погрузили вещи в автобус, но у нас было несколько часов свободного времени перед переездом в Италию. Я пошла искать фотоателье, чтобы переписать фотографии с цифрового фотоаппарата на диск. Нашла такое фотоателье, мне переписали, и я решила пройти по магазинчикам, чтобы купить подарки детям, т. к. Францию мы покидали, а нужно было привезти что-то именно из Франции. А так как это фотоателье находилось подальше от центра, то я и магазинчики нашла более дешевые. С удовольствием прошла по ним, купив девчонкам по летней кофточке, а когда примеряла Юлину, то получила особую благодарность от продавца-мужчины: видимо я в этой кофточке ему понравилась. Потом я прошлась вдоль уличного рынка, поразило обилие всевозможных морепродуктов, лежащих на прилавках на льду. Растаявший лед стекал не на асфальт, а в емкости. На другой стороне улицы был фруктовый рыночек, взяла домой две заморские фруктовины (довезла), цены на знакомые фрукты сравнимы с нашими. Полюбовалась на цветы в горшках, их было так много, такие яркие, красивые; некоторые я знала, некоторые нет. Еще раз прошлась по набережной, как не хотелось расставаться с этим морем!

Дорога в Италию показалась совершенно безупречной (её строили американцы). Множество (137) туннелей, мостов, ведь здесь Альпы. Высоко в горах — отдельные коттеджи, как до них добираются? Множество городков, в том числе совершенно невзрачный на вид Сан-Ремо на берегу, тепло и зелено. Остановились где-то на стоянке и посмотрели, как виртуозно мастер делает пиццу, купили по куску пиццы Маргарита, было поразительно вкусно. Первым городом, где мы остановились после трехсоткилометрового переезда, был город Милан (24.09.2004). Сначала мы пошли в замок Сфорцеско. Он был построен в 14 веке, так и выглядит — угрюмый, фундаментальный, некоторые стены, как плесенью, покрыты слоем плюща, огромный ров, круглые сторожевые башни на углах — настоящий средневековый замок-крепость.


Милан, замок Сфорцеско

Каково же потом было наше изумление, восхищение, восторг, когда на Соборной площади мы увидели собор Дуомо! Его строительство продолжалось с 1386 года до середины XIX века, да и сейчас время от времени собор подновляют, поэтому «вечная стройка» вошла у итальянцев в поговорку. Собор расположен в центре города и представляет собой грандиознейшее и сложнейшее сооружение готической архитектуры. Облицованный белым мрамором, украшенный по верху многочисленными башенками и шпилями, резными карнизами, собор кажется невесомым, кружевным. Это что-то совершенно невероятное, он затмевает все, что я видела до сих пор. Высокие шпили, кружево архитектуры, нужно просто встать на колени перед этим чудом зодчества. Мы долго ходили кругом, налюбоваться было просто невозможно. Кто и как спроектировал и построил это?! Мы были и внутри, шла служба, я поставила свечку Деве Марии. Над алтарем находится один из гвоздей, которым Иисус был прибит к кресту.

На весь мир Милан знаменит своим и оперным театром «Ла Скала», который построен в 1778 году и сыграл огромную роль в развитии итальянской музыки и культуры. Но его мы практически не увидели, т. к. закрыт, и в буквальном смысле, на ремонт. Напротив театра — памятник Леонардо да Винчи, множество скамеек и всюду итальянская речь. Милан считается законодателем моды (всегда думала, что Париж), и здесь есть крытая галерея Виктора Эммануила с богатыми и шикарными магазинами. Пол в галерее выложен плиткой, и в одном месте на изображении тельца надо было прокрутиться на пятке левой ноги, чтобы быть богатым. Мы все прокрутились, я даже еще и на обратном пути:-).

Ночь провели в отеле, а утром отправились дальше по Италии. Это был 10-ый день нашего путешествия 25.09.2004, у нас по плану было посещение Вероны и Венеции, а потом последний ночной переезд в Дрезден и как бы уже домой. В Вероне мы пришли на центральную площадь Пьяцца Бра через большой портал. В центре площади небольшой парк с памятником Виктору Эммануилу — королю-объединителю Италии. Чуть дальше огромный круглый амфитеатр Арена. Это веронский Колизей, ему больше 2000 лет. Когда-то здесь проходили бои гладиаторов. Видно, что он очень древний, время оставило свои отметины. Идем дальше по узким улочкам Вероны к домику Джульетты. Весь небольшой дворик заклеен записками, вероятно, любовными, их тут тысячи! Стена дома обтянута тканью (ремонт), виден лишь знаменитый небольшой балкон. А в глубине двора стоит желто-коричневая статуя Джульетты: ее непременно надо потрогать за правую грудь (она уже белая от прикосновений) и загадать желаниеJ. Ну, после этого идем к дому Ромео, он недалеко. Дом 14 века и там жила веронская семья.

А улицы просто пронизаны стариной, им несколько веков. На одной из площадей на перекладине между домами стоит статуя мужчины с круглым камнем в руке. По преданию, камень должен упасть на честного человека, но мужчина до сих пор с камнем:-). Посещаем собор святой Анастасии, тоже очень старинный. Внутри он нарядный, высокий, сводчатый. Подходим также и старинному Дуомскому собору, 12 век.

По дороге заглядываем в продуктовый магазинчик, чтобы купить домой итальянские спагетти (вообще, варить макаронные изделия нужно с добавлением оливкового масла. Дома сварила с добавлением подсолнечного — тоже вкусно) и вина. Итальянское вино по вкусу оказалось не столь терпким, как французское, и понравилось больше. Примерно в полдень уезжаем из Вероны, чтобы увидеть Венецию. Накануне там прошел сильный дождь, было наводнение, и наш гид была вынуждена позвонить, чтобы выяснить обстановку. Но к счастью, дождь прекратился, вода спала, и мы могли поехать. Венеция расположена на островах, соединенных мостиками. Дома построены на сваях из сибирской лиственницы. Город постепенно опускается в воду и к концу столетия может случиться непоправимое, поэтому сейчас строятся планы спасения этого уникального города, возникшего в 9 веке. Это город, где нет машин, люди ходят пешком или плывут на гондолах. Скорая помощь, полиция, такси — на катерах.

Мы оставляем автобус на берегу Адриатического моря, садимся на теплоход (10 евро) и минут 10-15 плывем по морю до Венеции. Очень красивые старинные здания и дворцы стоят на берегу. Собор Санта Мария дель Салюто был построен в 16 веке, чтобы избавить город от чумы. Дома разного цвета и стиля, в основном, трехэтажные. Но, по-видимому, на первых этажах уже никто не живет: во время наводнений вода должна их захлестывать. Мы приплыли к городу, на набережной было много точек с сувенирами, это знаменитые венецианские маски, ажурные зонтики, веера, футболки, статуэтки. Нас провели на небольшую фабрику по изготовлению стекла. На наших глазах стеклодув выдул несколько фигурок из стекла. Процесс должен занимать не более двух минут, иначе расплавленное стекло начнет твердеть. Мастер поднес бумажку к еще горячей фигурке, и бумажка моментально вспыхнула. Остывать стекло тоже должно в горячем месте, постепенно, на воздухе оно просто может взорваться. Потом зашли в магазин, для нас это скорее был музей, потому что все очень дорого, но о-очень красиво. Посуда разного цвета с сусальным золотом (не бьется), какие-то безделушки, разнообразные фигурки, бижутерия. Здесь же продавали и маски, самые разнообразные, маленькие и большие, с перьями и без, веселые и страшные, мужские и женские. Женская маска должна висеть напротив входной двери, оберегая жилище.

Один раз навстречу попалась гондола, в которой сидела парочка и пила вино, горели светильники, а гондольер им пел. Ну вот, я и побывала в этом чудном городе, прокатилась на гондолах (15 евро, примерно 45 минут), о чем раньше только мечтала! (Запаха не было, может, потому что вчера было наводнение после дождя, а может, следят за чистотой). Вечером мы снова вернулись на площадь Св. Марка, но в Соборе шла какая-то особая служба, и нас туда не пустили. Голуби куда-то улетели, и на площади начала появляться вода. Мы даже растерялись, но все вокруг вели себя как обычно: вечерний прилив. Так что мы благополучно добрались до теплохода, который доставил нас к автобусу. А нам предстоял последний ночной переезд с юга на север Европы в Дрезден, это почти 1000 км по Италии, Австрии, Германии. Уже и хотелось домой, потому что очень устали. И в то же время, не хотелось расставаться с этими прекрасными местами.

Дрезден (воскресенье 26 сентября) встретил нас не очень хорошей погодой, даже какое-то время слегка моросило. А вообще, с погодой нам повезло: дождей на нашем маршруте не было, мы даже смогли искупаться и позагорать. Нас привезли на старую площадь. Во время войны практически все было разрушено, затем восстановлено. Здания производили впечатления подкопченных, оказывается, они сделаны из саксонского песчаника, который со временем от соприкосновения с воздухом темнеет. Архитектура отличается от того, что мы видели во Франции или Италии. Более строго, ведь это Германия. Походив по Цвингеру (место между крепостными стенами) и по Брюльской террасе над Эльбой, мы пошли на экскурсию в Дрезденскую картинную галерею (6 евро). Наш гид очень интересно обо всем рассказывала, но диктофона у меня не было. Самое главное — я рассмотрела знаменитую Сикстинскую Мадонну Рафаэля (картина очень больших размеров) и убедилась, что пальцев у св. Сикста все-таки 5, а не 6, просто так согнутая ладонь нарисована. Очень большое впечатление произвел музей оружия, в основном, средневекового. Здесь имеются и различные шпаги, сабли, кинжалы, и ружья-пистолеты, и кольчуги-шлемы, но особенно впечатляют лошади в броне и рыцари в доспехах на них, да еще с красочными перьями на шлемах. Но фотографировать здесь, к сожалению, было нельзя. На прощанье на площади я выпила стакан пива со знаменитой немецкой сосиской. Было очень вкусно.

На границе мы опять простояли чуть больше 3 часов, боялись даже, что можем опоздать на поезд (должен отправляться в 3.50 ночи). Опять белорусские пограничники. На этот раз придрались уже конкретно к двоим из нашей группы: что-то не понравилось в документах. Если бы мы опоздали на поезд, то автобус бы вез нас дальше, пока бы мы этот поезд не догнали, но все обошлось. Привыкшие к заграничной чистоте и порядку, мы были буквально раздавлены состоянием поезда. И очень тоскливо было наблюдать наутро родной отвратительный пейзаж за окном холодного и грязного поезда. Вечером приехали в Москву и здесь расстались с группой. Народ был со всех концов страны. Кто-то оставался в Москве, кто-то ехал в аэропорт, кто-то на разные ж/д вокзалы. Втроем мы переехали с Белорусского на Ярославский, прождали поезда около 3 часов. Поезд был фирменный и сравнительно чистый. Опять двое суток в пути. До поездки я хотела остановиться на день в Омске, встретиться с друзьми. Они пришли к поезду, мы поболтали 15 минут, но меня уже буквально качало от долгой дороги и поэтому мне хотелось уже только домой.

Относительно питания. В автобусе имелся кипяток, чай в пакетиках, растворимый кофе и сахар. Водители, конечно, ворчали, но кипятили и кипятили воду. А растворимые супы и каши быстрого приготовления хорошо выручали, хотя надоели ужасно. Я также брала с собой сырокопченую колбасу, печенье, шоколад, засахаренные фрукты. В принципе, автобус останавливался через каждые 3-4 часа, чтобы мы могли сходить в туалет и перекусить в магазинчике на стоянке. Туалеты — платные: 30-50 евроцентов (10-18 руб), поэтому приходилось хитрить в тех местах, где никто не следил. В автобусе имелся биотуалет на крайний случай, и им практически не пользовались. После ночных переездов утром останавливались где-то на стоянке и гурьбой шли умываться, чистить зубы, переодеваться, чем обескураживали местных автомобилистов. Но в туалетах был везде порядок, туалетная бумага, горячая и холодная вода, сушилки для рук, жидкое мыло. Причем вода бежала из крана, если поднесешь руки.

Автобус тоже был хороший, как бы полутораэтажный: мы сидели вверху, а под нами было отделение для сумок и маленькая каморка для отдыха одного из водителей. Надо отдать должное водителям: они прекрасно знали дорогу, прекрасно вели автобус. Да, аварию мы видели только один раз, уже на обратном пути в Польше, а так, при наличии огромного количества машин, аварий не было, в пробки мы тоже не попадали. Ехали по прекрасным дорогам, кое-где в определенных местах водители платили деньги, которые им давала гид, за проезд по дороге.


наша группа

Кресло в автобусе откидывалось, но немного, на спинке каждого имелся столик. Я брала с собой надувную подушечку для сна, но спать во время ночных переездов все равно было плохо: сидя — непривычно и затекали ноги, поэтому людям с больными ногами приходилось очень тяжело, если днем экскурсии, а ночью — переезд. Ночами мы не мерзли, а днем могли включать кондиционер. Зато с каким наслаждением мы добирались до гостиниц. Номера были двухместные, чистые, постели менялись ежедневно, в ванных была куча махровых полотенец, ежедневно появлялись небольшие кусочки мыла и одноразовые упаковки шампуня, которые, естественно, забирались на сувениры. Фены были не везде. С собой был кипятильник, им тоже пользовались для приготовления вечернего чая. Только в Париже в отеле был небольшой электрочайник, и к нему по утрам — пакетики чая, кофе, сливки и печенье. Может, нужно было с собой иметь небольшой утюг, или хотя бы знать, как слово утюг звучит на разных языках:-).

И вот я дома. Смотрю фотографии и фильм об этом путешествии и завидую сама себе:-).

Фразеологизм "галопом по Европам" зародился в России в конце 19-го века благодаря русскому дворянству, в кругу которого было очень модно путешествовать по крупным городам Европы с целью осмотра местных достопримечательностей, посещений музеев и исторических мест.

На самом деле многим, так называемым, туристам были "по барабану" все эти старинные замки, картины, статуи и другие музейные экспонаты.

Поэтому путешествия таких "горе-туристов" были настолько стремительными и короткими, что у них просто физически не хватило бы времени на просмотр хоть чего-нибудь достойного. Так что поездки эти носили поверхностный характер. Зато потом, при возвращении на родину, они с таким знающим видом "расписывали" свои заграничные "похождения", что "аж диву даешься". Вот про таких людей, вернувшихся из-за границы, и говорили: "проскакал галопом по Европам".

Однако это выражение было в ходу только в высшем свете, а простые люди его не знали. Широкую огласку этот фразеологический оборот получил в 1928 году благодаря советскому поэту Александру Жарову, который свои статьи, опубликованные 14-го,16-го февраля и 1-го марта в "Комсомольской правде", озаглавил не иначе как "Галопом по Европам".

В этих очерках Александр Жаров поделился своими впечатлениями о стремительной поездке в Чехословакию и Австрию, которую он совершил вместе с другими поэтами Александром Безыменским и Иосифом Уткиным. Стремительность объясняется большим недоверием враждебно настроенных местных властей к гражданам из молодой Советской Республики, а также желанием спровадить куда подальше таких нежелательных гостей.

К распространению этого выражения приложил руку и известный писатель Максим Горький, упомянув фразу "галопом по Европам" в статье "О пользе грамотности", напечатанной в газете "Читатель и писатель" в 17 марта 1928 года. В ней он раскритиковал молодых авторов, том числе и Александра Жарова, за поверхностность и недостоверность их статей про заграничную жизнь.

Значение выражения "галопом по Европам" означает халатное, поверхностное отношение к чему-либо, делать что-то некачественно, "для галочки".

Вы давно ищете возможность за минимальные деньги с оптимальным комфортом получить максимум новых впечатлений? Ваши широко распахнутые глаза способны удивляться, радоваться, делиться оптимизмом, сопереживать, кокетничать, усмехаться, восхищаться 24 часа в сутки – автобусный тур для вас! За неделю побывать в 4 странах, составить о них собственное представление – это можно только во сне. Или путешествуя на автобусе. Почему не рассматривается автомобильный вариант: там водителя назвать туристом язык не поворачивается, труженика.

Вряд ли стоит устраивать себе автобусный экстрим, если:
-
Пешком обычно Вы ходите только от подъезда до трамвая, а три остановки – это марафонская дистанция.
- Вы не признаете принципа единоначалия гида в группе, и будете отстаивать своё право на 15-минутное опоздание в Гаагском суде.
- Ваша нормальная чистоплотность (ежедневный душ) не имеет вариантов (умыться росой, дождем, искупаться в тумане…).
- Вы не можете ограничивать свои физиологические потребности от стоянки до стоянки, так как ехать «в этом во всем» вы будете вместе с остальными 45-ю пассажирами автобуса. Ибо, к сожалению, «удобства» в наших автобусах рассчитаны на хомячков.

Вы с автобусным туром созданы друг для друга, если:
Вы достаточно спортивный человек и ваши любимые виды спорта – спортивная ходьба и ориентирование на местности. В этих видах спорта вы не фанат и теоретик, а как минимум разрядник, и соответствующая экипировка (особенно обувь) является вашей второй кожей.

Ваш любимый литературный жанр (в курилке) – «рассказы бывалых». Вы смело можете ввернуть очередную быль про «А вот однажды в Париже сижу это я на Монмартре…». И вряд ли кто посмеет усомниться в правдивости легенды, виза в паспорте ведь есть. А с другом-фотошопом можно себя показать в самых заманчивых компаниях и интерьерах.

Ваше здоровое стадное чувство способно повести вас не только на взятие Бастилии (кто-то уже опередил нас, по-моему), но и в Лувр, и в квартал красных фонарей, и в зоопарк, исключительно с познавательными целями.

Вы терпимы к случайным попутчикам и не отказываете им в праве иметь маленькие слабости (в виде храпа или излишней разговорчивости, или непременного желания узнать ваше мнение по поводу…). В конце концов, можете порадоваться за себя – вам это общество терпеть только неделю, а кому-то ведь и всю жизнь!

Сон сидя – это ваш коронный, отработанный на работе трюк (в общественном транспорте, у телевизора, присматривая за детьми на детской площадке и т.п.).

Вы, как и великий Бонапарт, предпочитаете любому самому «распарижскому парфюму» запах натурального тела несколькодневной немытости.

Понятие «шопинг» для вас так же малозначимо, как «квадратура круга» или туманность Андромеды. Торговые точки интересуют вас только с позиции приобретения сувениров, но этого добра сейчас в любом привлекательном для туристов месте на любой вкус.

Вы не отрицаете роль Личности в истории, ибо на ближайший исторический период такой личностью будет ваш гид – обаятельный, эрудированный, коммуникабельный, доброжелательный, остроумный, заботливый. И от него зависит, войдет ли ваш вояж в анналы истории или вы постараетесь эту историю поскорее забыть как страшный сон. Можете поверить – управлять случайным взрослым коллективом в чужой языковой среде без создания форс-мажорных ситуаций не каждому Наполеону под силу!

Вы хотите сами почувствовать, что:
в дороги ровные, но узкие, на окнах домов нет решеток, а ГАИшники еще злее, чем у нас;
в смешение сытого Запада с упраздненным Востоком вызывает недоумение, но берлинский зоопарк уравнивает всю фауну и примиряет. А наши девушки против местных фрау как король Солнце против Квазимодо;
в Эйфелева башня как та Машенька из сказки «высоко сижу, далеко гляжу» – на третий день уже напрягает. Понятие «парижское окно» вполне материально и невероятно изысканно. Парижанки носят такой «отстой», что нашим модельным попутчицам и примерять не хочется (отчего же мужики голову сворачивают?). Круассаны и французские булки неуловимо отличаются от наших вкусом, и очень существенно – ценой. Джоконда и впрямь как бдительная жена, глаз с тебя не сводит в любом углу зала. А транспортные проблемы в центре у них ничуть не меньше, чем в Москве.
в основной вид транспорта – велосипед. Дома стоят на воде (и там же растет конопля при желании), а наши 6 соток считаются состоянием. Труженицы «квартала красных фонарей» выдают при желании чеки и объединены в профсоюз, и их работа считается ничуть не менее престижная, чем наших шпалоукладчиц. Голландская селедочка отличается от нашей алюторской как тот круассан от молочного батона.

И во всех странах к русским относятся с искренним интересом и уважением. Однако ни разу не было зафиксировано даже теоретической попытки поменять Луару на Волгу или Северное море на средне-русское Черноземье. Правда, общение происходило всё больше с такими же обывателями, без встреч «в верхах», но разве не ради своего народа в своё время Наполеон пошел на Русь?

Напоследок несколько практических советов:

1. Имея в сутки по 50 евро на расходы, Вы можете охватить культурную программу по максимуму, нормально питаться, купить сувенирчики и побаловать себя какой-нибудь местной экзотикой (типа голландской селедочки, французского сыра и т.п.).
2. После 4 экскурсии в день (как правило) сил не остается даже на вечернюю планерку под бутылочку бордо. Если хотите хотя бы пару часов просто погулять по городу – от чего-то стоит отказаться.
3. Из одежды берите с собой оптимальный минимум, без надежды «состирнуть» – если и удастся устроить постирушку, то высохнуть не успеет.
4. С особой тщательностью выберите обувь – никаких неразношенных обновок или шпилек (очень травмоопасны на булыжных мостовых). Чем растоптанней, привычней, удобней ваша обувь, тем больше положительных эмоций Вы получите от экскурсий.
5. Багаж ограничьте ОДНИМ местом, легче оперировать на остановках.

Счастливого пути и незабываемых эмоций!

gastroguru © 2017