Русский православный храм в вене. В австрии построят первый греческий православный монастырь Православные храмы в австрии

Начало русского православного прихода в Вене.

Русские проживали в Австрии с давних времен. В большинстве случаев это были дипломаты и торговые представители. Здесь находились целые торговые колонии русских. Такая колония была, например, в Токае (в то время входившем в состав Австро-Венгерской империи). Её жители занимались покупкой и доставкой в Россию знаменитых токайских вин. В этой колонии была построена церковь, а священники присылались из России.
В Австро-Венгрию также входили местности, где проживали целые народности, придерживавшиеся православия: украинцы Галиции и Буковины, венгры, сербы, румыны. В Вене и её окресностях издавна проживали православные греки. Начиная с 1701 года, с назначением в Вену русского посла кн. П.А. Голицына, дипломатические отношения России с Австрией стали постоянными. За неимением собственной церкви все проживавшие в Вене православные духовно окормлялись греческим и сербским духовенством в греческой церкви во имя Св. Георгия Победоносца. Но в начале войны Турции с Россией и Австрией, (1735–1739 гг.) почти все греческое население и греческие священники, как подданные турецкого султана, покинули Вену.
В 1761 году на конгрессе в г. Аугсбурге присутствовала русская миссия, при которой была походная церковь Св.Троицы, представленная иеромонахом Наркиссом (Кветкой) и двумя церковнослужителями. 10 октября 1761 г. миссия прибыла в Вену, и по просьбе Голицына церковь вместе с церковнослужителями была оставлена в городе. Вскоре сюда был назначен первый настоятель: священник Симеон Матвеев, переведенный из русского храма Гааги. Венская церковь была размещена первоначально на квартире посла. Но истово исполняемые при хорошем пении богослужения начинает посещать также местное православное население других национальностей.
С 1842 по 1884 гoд настоятелем венской посольской церкви был выдающийся славянский деятель прoтоиерей Миxаил Раевский. Прот. Раевский известен также переводами церковно-богослужебныx книг с греческого на немецкий язык. Именно ему принадлежит мысль о необxодимости создания в Вене величественнoгo каменного xрама. В 1885 гoду в Вену был назначен протоиерей о. Александр Николаевский, которому суждено былo oсуществить идею и мечту прот.Раевского. Нo собранныx средств оказалoсь недостатoчно даже для тогo, чтoбы построить xотя бы небольшой xрам. Тoгда русский пoсол князь А.Б. Лобанов-Рoстoвский обратился с xодатайствoм в Петербург и пoлучил ассигнoвание на строительствo в сумме 400 тыс.рублей.

Освящение Свято-Николаевского собора.

Под пострoйку собора было отведено место в саду участка, приобретеннoго для посольства. 3 октября 1893 года состоялась закладка храма. Строительные работы велись по проекту академика Г. Котoва архитектором-итальянцем Джакомелли и были окончены 1899 гoду. Освящение Свято-Николаевского сoбoра сoвершенo было 4/16 апреля 1899 гoда арxиепискoпом Холмским и Варшавским Иерoнимoм. К этому дню в Вену прибыли настoятели, несшие свoю службу в русских храмах Европы: прoт. Мальцев из Берлина, прот. Ф. Кардасевич из Будапешта, прот. Протопопов из Висбадена, свящ. Вольский из Штутгарта, свящ. Анненков из Дрездена, прот. Соловьев из Кобурга, прoт.Апраксин иа Праги и многие другие. Были также настoятели греческой и сербской церквей в Вене, а также священники боснийских русских пoлков. На освящении xрама присутствовал русский посол граф П.А. Капнист, предетавители австрийскиx властей и бургомистр Вены Штрабах, а также пoслы Румынии, Сербии и Греции, представители разных славянеких обществ. 8 апреля архиепископ Иероним был принят императором Францем-Иосифом. Синодальный хор из Москвы, принимавший участие в освящении храма, дал духовный концерт в зале Венской консерватории, который произвел большое впечатление на музыкальную Вену.

Достопримечательности венского собора.

Венский собор Святителя Николая построен в лучших традициях древнерусского зодчества. Пятиглавое здание собора состоит из главного храма во имя Святителя Николая и нижнего храма Св. Александра Невского. В собор ведет широкая каменная лестница. Во фронтоне крыльца помещена мозаичная икона Воскресения Христова, выполненная художником Федором Бруни. На верхней площадке лестницы - великолепный витраж с изображением покровителя собора - Св. Николая. Сквозь окна наборного стекла пастельных тонов внутрь храма проникает свет. Поэтому даже в самую пасмурную погоду создается впечатление, будто храм залит солнцем. В трех окнах алтаря - витражи-иконы Господа Вседержителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя. Чтимой всеми прихожанами святыней является икона Святителя Николая - дар и благословение Святейшего Патриарха Алексия I. Звонница собора в десять колоколов увенчанна куполом. Самый большой из колоколов весит 1200 кг. В помещениях храма располагается канцелярия Венской епархии, приходская библиотека и приходской зал. Внешнее композиционное и цветовое решение храма - словно жизнерадостный аккорд в респектабельном архитектурном ансамбле австрийской столицы.
В бурную эпоху мировой войны и Революции в России Святейший Патриарх Тихон назначил главой русских церквей в Европе Митрополита Евлогия (Георгиевского). Русские приходы за границей пополнились тогда пленными и эмигрантами. Митрополиту Евлогию, жившему в Берлине и Париже, удалось наладить жизнь русских церквей и приходов в Европе, в том числе и жизнь венского приxода, пoручив его после Первой мировой войны священнику Авениру Дьякoву. Нo вскоре o.Авенира заменил бывший дo войны настoятелем венскoй церкви прoт.Рожественский. Далее в приход прибыл «батюшка» старого типa прoт. Ванчaкoв…

www.orthodoxfrat.de
Подробная фото-экскурсия
по русскому православному храму Cв. Николая в Вене.

История собора после Второй мировой войны.

После освобождения Вены совестскими войсками храм, сильно поврежденный во время военных действий, был вновь открыт в юрисдикции Московского Патриарха. Для этого в Вену в октябре 1945 года прибыл архиепископ Фотий (Топиро). В 1946 году для окормления венско-австрийской паствы был назначен архиепископ Сергий (Королев). Он много потрудился по устройству общины и по ликвидации ушерба, нанесенного собору войной. В 1949 году архиепископ Сергий был переведен в Берлин. К венскому собору назначили архимандрита Арсений (Шиловский). В 1951 году было учреждено Венско-Австрийское благочиние, и первым благочинным стал о.Арсений. Это благочиние в 1962 году было преобразовано в Венско-Австрийскую епархию Русской церкви. 13 марта 1975 года архиепископом Венским и Австрийским стал архиепископ Ириней, управляюший епархией до сего дня. С осени 1997 года в венском соборе настоятельствует прот. Николай Орлов. В послевоенное время на средства Московской Патриархии и на пожертвования прихожан были проведены большие ремонтные работы в административных и приходских помещениях собора, со времени войны находившихся в запустении. В подвальном помещении была установлена новейшая система отопления. 19 мая 1969 приход Свято-Николаевского собора признан юридическим лицом.
Римо-католики составляют около 90% всего верующего населения Австрии. В Вене имеют общины также Константинопольская, Сербская, Румынская и Болгарская Православные Церкви. Есть также армянская, старокатолическая, англиканская, евангелическо-лютеранская, реформатская и другие христианские общины. В австрийской столице создалась благоприятнaя обстановка межцерковных контактов между представителями разных христианских общин. Они встречаются для лекций, докладов и дискуссий, во время которых обмениваются мнениями по разным вопросам церковной и общественной жизни. Эти встречи способствуют взаимопониманию и сближению христиан.
Свято-Николаевский приход объединяет верующих Вены, находящихся под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Назначение прихода состоит в сохранении и свидетельстве Православия среди культурного и религиозного разнообразия, в духовном окормлении православных верующих и в представительстве Русского Православия в столице Австрии. Поныне приход возносит горячие молитвы Богу и Покровителю храма - Святителю Николаю, дабы сей храм красотой богослужения, деятельностью своего клира и пасомых и впредь свидетельствовал в центре Европы об истине и красоте Православия.

Православие в Австрии

Австрийское государство как самостоятельная единица на политической арене Европы появляется в Х веке, во времена правления династии герцогов Бабенбергов. Границы его тогда были существенно расширены на юг и восток, город Вена стал столицей. К этому времени (ок. 996) относится и первое упоминание имени государства – «Ostarrichi», то есть «восточная страна». В Австро-Венгрию издавна входили местности, где проживали народы, исповедующие Православие: украинцы Галиции и Буковины, сербы, румыны. Православные приходы в пределах этой страны объединялись иногда в целые епархии. Особо стоит упомянуть «великое переселение» сербов в Габсбургские владения под руководством патриарха Арсения (Чарноевича) зимой 1690 года: к этому их вынудили гонения на православных в Османской империи.

К середине XIX века на территории Австро-Венгрии проживало свыше 3 млн православных. При этом официальные власти нередко стремились окатоличить эту часть подданных. Изначально все православные г. Вены, в том числе и русские послы и купцы, духовно окормлялись греческим и сербским духовенством в храме во имя святого Георгия Победоносца, который долгое время размещался в доме Александра Маурокордатоса. Первая литургия состоялась здесь в 1726 году. Но в начале войны Турции с Россией и Австрией (1735–1739) почти все греческое население и греческие священники, как подданные турецкого султана, были вынуждены покинуть Вену. В 1761 году трудами посла Д.М. Голицына в городе появился отдельный русский приход, первым настоятелем которого стал священник Симеон Матвеев. В письме Екатерине II Д.М. Голицын отмечал, что русское богослужение посещают не только православные, но и «любопытствующие» австрийцы.

По эдикту о веротерпимости императора Йозефа II в 1782 году Православие было официально признано, было позволено и возводить храмовые строения – до этого времени и греко-сербская церковь во имя святого Георгия, и русская Никольская церковь находились в частных домах. Собственное здание храма во имя святого Георгия было построено в 1809 году, а чуть позже греки вместе с румынами возвели и Троицкую церковь. С 1840 по 1842 год в Вене подвизался архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский), первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 1842 по 1884 год настоятелем венской церкви был протоиерей Михаил Раевский, переводивший богослужебные книги на немецкий язык. На средства, собранные им, в 1895 году была построена кладбищенская церковь во имя праведного Лазаря. А трудами его преемника протоиерея Александра Николаевского в 1899 году в Вене появился прекрасный собор во имя святителя Николая, созданный в лучших традициях древнерусского зодчества. В 1893 году состоялось освящение первой сербской церкви, посвященной святителю Савве, а первый самостоятельный приход Румынской Православной Церкви был образован в Вене в 1907 году.

Однако история Православия на австрийской земле отнюдь не безоблачна. В начале ХХ века, когда отношения между Россией и Австро-Венгрией ухудшились, австрийские власти начали гонения на русских православных христиан. Были инициированы судебные процессы против многих мирян и даже священников, например против иеромонаха Алексия (Кабалюка) в 1913 году, против отца Максима Сандовича и отца Игнатия Гудимы в 1914 году, против отца Кассиана Богатырца в 1916 году. Суд тогда приговорил к смертной казни 16 православных, в том числе и отца Кассиана, бесстрашно защищавшего свою паству перед судом. 7 августа 1914 года был арестован отец Николай Рыжков, причем его заключение в тюрьму сопровождалось издевательствами и глумлениями. Священник провел 22 месяца в так называемой Башне смерти в Вене. После вынесения смертного приговора отец Николай заявил, что он не страшится предстать пред судом Всевышнего, потому что Господь знает подлинную правду. Мужество русского священника произвело сильное впечатление на судей и присутствовавших, а затем и на многих иных лиц: о помиловании отца Николая просил даже испанский король Альфонс. В итоге австрийское правительство вынуждено было помиловать осужденного, выслав его из страны. С началом войны, в 1914 году, русский Никольский собор был закрыт и вновь открылся лишь в октябре 1945 года.

В 1967 году в Вене появился первый болгарский храм, посвященный святому Иоанну Рыльскому. В том же году австрийский парламент принял «Федеральный закон о православных», определивший официальный статус православных приходов разных юрисдикций. К настоящему времени в Австрии действует несколько юрисдикций Православных Поместных Церквей:
– Среднеевропейская епархия Сербской Православной Церкви (официальный сайт: http://www.serb-kirche.at/, e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript). Ей принадлежит 12 австрийских приходов, управление которыми осуществляет благочинный протоиерей Георгий Кнежевич. В Австрии проживает около 100 000 православных сербов;
– Венская и Австрийская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата (официальный сайт: http://orthodoxia.org/austria/, e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript). Возглавляется епископом Иларионом (Алфеевым), имеет 5 приходов и объединяет православных верующих разных национальностей, проживающих на территории Австрии, в том числе русских, украинцев, белорусов, молдаван и грузин;
– Германская и Центральноевропейская митрополия Румынской Православной Церкви (официальный сайт: http://www.rumkirche.at/). Возглавляется архиепископом Серафимом, имеет в Австрии викариатство из 5 приходов;
– Австрийская митрополия и экзархат Италии, Швейцарии и Венгрии Константинопольского Патриархата. Возглавляется митрополитом Михаилом (Стайкосом). 7 храмов окормляют примерно 18 000 православных греков Австрии.

Еще 2 венских храма находятся в юрисдикции Болгарской Православной Церкви, окормляя паству из около 7000 православных болгар. 5 приходов у Русской Православной Церкви за границей.

Таким образом, сегодня в Австрии действуют 36 православных приходов, но нет ни одного православного монастыря. Общая численность православных составляет около 350 000 человек. В последние 40 лет в Австрии значительно снизилось количество католиков (с 89 % до 73,6 % в 2001 году), лютеран (с 403 тыс. до 341 тыс. человек), реформатов (с 18 до 14 тыс. человек), тогда как число православных, напротив, растет, в основном благодаря переселенцам из православных стран, но не только. Часть прихожан Венской и Австрийской епархии составляют коренные австрийцы (большинство из них посещает приходы Русской Православной Церкви), богослужения совершаются на славянском и частично немецком языках. Переводятся и издаются книги о Православии на немецком языке. Некоторые православные австрийцы принимают священный сан, как, например, архимандрит Георгий (Вострель) – клирик русского Никольского собора г. Вены или протоиерей Петер Хубер – клирик сербской церкви в честь Рождества святого Иоанна Крестителя, г. Инсбрук.

По словам отца Петера, родившегося в семье католиков, к Православию его привело изучение истории христианства и, в частности, истории папства, в результате чего он убедился, что «в течение второго тысячелетия западноевропейское христианство утратило непрерывность Священного Предания Церкви». Связь с ним отец Петер почувствовал, когда впервые посетил православное богослужение в Венеции, «что стало поводом познакомиться с этой Церковью ближе, как “теоретически”, через чтение соответствующей литературы, так и “практически”, через регулярное участие в православных богослужениях в Зальцбурге. Со временем во мне крепло убеждение пройти путь в этой Церкви, причем я понимал обретение Православия не как “переход” в “чужую веру”, а как возвращение к нашей исконной Церкви, которая была и здесь, на Западе, в течение тысячи лет». Говоря о трудностях православной миссии в Австрии, отец Петер отметил, что «Православие слишком часто понимают как нечто, имеющее очень ограниченное место на Западе.

Хотя нередко австрийцы любуются красотой храмов и богослужения, но само Православие остается чужим для очень многих, воспринимающих его как некую экзотику… Но, несмотря на трудности, все мы, члены Церкви, являемся носителями и хранителями Священного Предания и должны, по слову Господа (см.: Мф. 28, 19), заботиться верой и жизнью о распространении и укреплении нашего учения». Основная трудность большинства православных приходов, как русских, так сербских и румынских, – отсутствие своего помещения под храм: приходится на непостоянной основе служить в пустующих католических часовнях. Местные католические власти нередко препятствуют становлению богослужебной жизни православных, а также пытаются восполнить потери среди коренной австрийской паствы миссионерской деятельностью среди эмигрантов с Украины.

В настоящее время (2012г.) в Австрии насчитывается около 490 тыс. православных верующих. Приверженцев Константинопольского Патриархата - около 35 тыс. человек, Русской Православной Церкви - 40 тыс. Большинство православных верующих в Австрии (265 тыс.) принадлежат к Сербской Православной Церкви. В приходах Румынской Православной Церкви и Болгарской Православной Церкви насчитывается около 40 тысяч чел.

Религия: католики – 72,4 %, протестанты – 4,7 %, православные – 4,3 %, мусульмане – 4,2 %, прочие – 4,0 %, неверующие – 7,3 %, не ответили на вопрос – 3 %.

Юрий Максимов

Митрополит Австрийский Арсений (Константинопольский патриархат) объявил о том, что в Австрии начинается строительство первого греческого православного монастыря, сообщает Оrthodoxie.com.

В настоящее время уже получены все документы, согласующие его возведение.

Новая православная обитель будет посвящена Покрову Пресвятой Богородицы. Монастырь возведут в регионе Бургенланд (Burgenland), на востоке страны, недалеко от границы с Венгрией.

Сегодня в Австрии действуют 36 православных приходов различных юрисдикций, но нет ни одного православного монастыря. Общая численность православных составляет около 350 тысяч человек.

Основная трудность большинства православных приходов, как русских, так сербских и румынских, ― отсутствие своего помещения под храм: приходится на непостоянной основе служить в пустующих католических часовнях. Местные католические власти нередко препятствуют становлению богослужебной жизни православных, а также пытаются восполнить потери среди коренной австрийской паствы миссионерской деятельностью среди эмигрантов с Украины.

История православия в Австрии

Православие в настоящее время является вторым по численности приверженцев религиозным вероисповеданием в Австрии (после католицизма) - в стране начитывается примерно 500 тысяч православных верующих.

В Австро-Венгрию издавна входили местности, где проживали народы, исповедующие православие: украинцы Галиции и Буковины, сербы, румыны. Православные приходы в пределах страны объединялись иногда в целые епархии.

В 1690 году состоялось «великое переселение» сербов в Габсбургские владения под руководством патриарха Арсения (Чарноевича). К этому их вынудили гонения на православных в Османской империи.

К середине XIX века на территории Австро-Венгрии проживало свыше трех миллионов православных. При этом официальные власти нередко стремились окатоличить эту часть подданных.

Изначально все православные г. Вены, в том числе и русские послы и купцы, духовно окормлялись греческим и сербским духовенством в храме во имя святого Георгия Победоносца, который долгое время размещался в доме Александра Маурокордатоса. Первая Божественная литургия состоялась здесь в 1726 году.

Но в начале войны Турции с Россией и Австрией (1735―1739) почти все греческое население и греческие священники, как подданные турецкого султана, были вынуждены покинуть Вену.

В 1761 году трудами посла Д.М. Голицына в городе появился отдельный русский приход, первым настоятелем которого стал священник Симеон Матвеев. В письме Екатерине II Д.М. Голицын отмечал, что русское богослужение посещают не только православные, но и «любопытствующие» австрийцы.

По эдикту о веротерпимости императора Йозефа II в 1782 году православие признали официально, позволили возводить храмовые строения ― до этого времени и греко-сербский приход во имя святого Георгия, и русский Никольский приход находились в частных домах. Собственное здание храма во имя святого Георгия построили в 1809 году, а чуть позже греки вместе с румынами возвели и Троицкую церковь.

С 1840 по 1842 гг. в Вене подвизался архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский), первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 1842 по 1884 гг. настоятелем венской церкви был протоиерей Михаил Раевский, переводивший богослужебные книги на немецкий язык. На средства, собранные им, в 1895 году построили кладбищенскую церковь во имя праведного Лазаря. А трудами его преемника протоиерея Александра Николаевского в 1899 году в Вене появился собор во имя святителя Николая, созданный в лучших традициях древнерусского зодчества.

В 1893 году состоялось освящение первой сербской церкви, посвященной святителю Савве, а первый самостоятельный приход Румынской православной церкви был образован в Вене в 1907 году.

В начале ХХ века, когда отношения между Россией и Австро-Венгрией ухудшились, австрийские власти начали гонения на русских православных христиан. Были инициированы судебные процессы против многих мирян и даже священников.

С началом войны, в 1914 году, русский Никольский собор был закрыт и вновь открылся лишь в октябре 1945 года.

В 1967 году в Вене появился первый болгарский храм, посвященный святому Иоанну Рыльскому.

В том же году австрийский парламент принял «Федеральный закон о православных», определивший официальный статус православных приходов разных юрисдикций.

Современное состояние

К настоящему времени в Австрии присутствуют семь православных юрисдикций: Константинопольский патриархат, Антиохийская, Русская, Сербская, Грузинская, Румынская и Болгарская православные церкви, иерархи которых составляют Ассамблею православных епископов Австрии под председательством митрополита Австрийского Арсения.

Сербской православной церкви принадлежит 12 австрийских приходов. В Австрии проживает около 100 тысяч православных сербов.


Фото: Thomas Ledl (CC by-sa 3.0) Венская и Австрийская епархия Русской православной церкви имеет пять приходов и объединяет православных верующих разных национальностей, проживающих на территории Австрии, в том числе русских, украинцев, белорусов, молдаван и грузин.

Румынская Церковь имеет в Австрии викариатство из пяти приходов.

Семь храмов Австрийской митрополии и экзархата Италии, Швейцарии и Венгрии Константинопольского патриархата окормляют примерно 18 тысяч православных греков Австрии.

Еще два венских храма находятся в юрисдикции Болгарской православной церкви, окормляя паству из около семи тысяч православных болгар. Пять приходов у Русской православной церкви за границей.

Таким образом, сегодня в Австрии действуют 36 православных приходов, но нет ни одного православного монастыря. Общая численность православных составляет около 350 тысяч человек.

В последние 40 лет в Австрии значительно снизилось количество католиков (с 89 % до 73,6 % в 2001 году), лютеран (с 403 тыс. до 341 тыс. человек), реформатов (с 18 до 14 тыс. человек), тогда как число православных, напротив, растет, в основном благодаря переселенцам из православных стран, но не только. Часть прихожан Венской и Австрийской епархии составляют коренные австрийцы (большинство из них посещает приходы Русской Православной Церкви), богослужения совершаются на славянском и частично немецком языках. Переводятся и издаются книги о Православии на немецком языке.

Православие в Австрии
представлено:
Константинопольским Патриархатом
Русской православной церковью (в том числе Русской православной церковью заграницей)
Сербским Патриархатом
Антиохийским Патриархатом
Румынским Патриархатом
Болгарским Патриархатом

Троицкий собор в Вене
Общие сведения
Страна Австрия
Епархиальный центр Вена
Площадь 83 871 км²
Население 8 404 252 чел.
[]

На 2011 год число православных в Австрии насчитывало около 352 тыс. человек, что составляет около 4,2 % населения страны.

В 1967 году австрийский парламент принял «Федеральный закон о православных», определивший официальный статус православных приходов разных юрисдикций .

Константинопольский патриархат

Первые греческие купцы появились на территории Австрии в XVII веке. Первые богослужения проводились приезжими священнослужителями.

С 1776 года особым указом императора грекам было разрешего свободно исправлять богослужения по православным канонам, хотя данное положением и не уравнивало их в правах с римо-католиками.

А́встрия, Австрийская Республика (Republik Österreich), государство в Центральной Европе, в бассейне Дуная.

Площадь 83,8 тыс. кв.км. Население 8,1 млн. человек (1996), 93% - австрийцы. Городское население 64,5% (1991). Официальный язык - немецкий. Большинство верующих - католики (на начало 2014 года - 5,36 млн человек ).

Австрия - федерация в составе 9 земель, в том числе Вена, столица Австрии. Глава государства - президент. Законодательный орган - двухпалатный парламент (Национальный совет и Федеральный совет).

История христианства в Австрии

Римская Империя

Христианство в Австрию было принесено, вероятно, во веке солдатами, служившими в римских провинциях Ретия (Rätien), Норик (Noricum) и Паннонию . Об этом свидетельствуют чудо с дождём в Кваденланде (Quadenland, прибл. г.) во время Маркоманнской войны (Markomannenkriege) и мученичество святого Флориана ().

Великое переселение народов

Свидетельство Православной веры, однако, не всегда было легким. По австро-венгерскому конституционному закону в XIX -начале века за православным вероисповеданием признавались равные права с прочими вероисповеданиями. Но с разладом отношений между Россией и Австрией австро-венгерские власти исповедание русско-православной веры стали подводить под понятие государственной измены. Приверженцев же Православия, за проявление русского самосознания стали считать государственными изменниками и возбуждали против них политические процессы об измене. Так было в процессе года против священника Иоанна Наумовича , известном как процесс против Ольги Грабарь (матери художника-академика И. Грабаря) и товарищей. Так было и в году в процессе в Мармарош-Сигете, против иеромонаха Алексия (Кабалюка) и 94 русских крестьян Угорской Руси . Так произошло и в инспирированном накануне первой мировой войны львовском процессе о Государственнной измене против журналиста Семена Юрьевича Бендасюка и товарищей, когда обвинялись также два православных священника: Сандович Максим и Гудима Игнатий .

Так было и в процессе о государственной измене против священника д-ра Кассиана Дмитриевича Богатырца и товарищей, проведенном уже во время войны (4.9.1916-17.2.1917), в котором из 23 общественных и культурных деятелей Галичины и Буковины 16 были приговорены к смертной казни: в том числе - священник Кассиан Богатырец . Следует обратить внимание на разницу между вынесенными в этих процессах приговорами в мирное и в военное время. В мирное время действовали конституционные законы об охране гражданских свобод. С началом военнных действий в Первую мировую войну были отмены конституционные законы о гражданских правах. Поэтому и приговор мог быть иногда суровым: смертная казнь. В этих обстоятельствах пришлось действовать в процессе перед венским военным судом о.Кассиану Богатырцу. Но он мужественно и бесстрашно выступил в защиту прав Православной Церкви. Из опубликованных материалов известно также Выступление в защиту прав Восточной Церкви, т. е. Православия, просветителя Галицкой Руси священника Иоанна Наумовича , перед австрийским судом в названном выше процессе, и перед Римским престолом - с апелляцией к папе Льву ХIII . Об этом можно узнать обстоятельно из Стенографического протокола по делу Ольги Грабарь и тов. Львов, 1882; и из Апелляпии к папе Льву ХIII священника Иоанна Наумовича, опубликованной в львовской газете "Слово" за год, а также из других публикаций того или последующего времени.

С историей свидетельства о Православии и верности Православной Церкви в Австро-Венгрии связана судьба выдающегося священника Русской Церкви Николая Рыжкова . Он был деятельным проповедником и настоятелем нескольких русских храмов заграницей. Война застала его настоятелем русского прихода и храма в Карлсбаде . Кипучая деятельность о.Николая в его служении Православию и Родине оборвалась 7 августа года его арестом. Его арест и заключение в тюрьму сопровождались издевательствами и глумлениями, вплоть до оплевания. Во время следствия отец Николай был заключен на 22 месяца в одиночку в так называемой "Башне смерти" в Вене. После вынесения приговора o.Николай заявил, что Всеведущий Господь Вседержитель знает подлинную правду, а он не страшится предстaть пред Судом Всевышнего. Такое сильное заявление осужденного священника внесло смятение в ряды судей и присутствовавших. Отцу Николaю подал кассационную жалобу. Также, в испанское посольство в Вене, представлявшее во время войны интересы России, посыпался поток телеграмм. Было получено и личное обращение испанского короля Альфонса. В результате, австрийское правительство было вынуждено помиловать осужденного, но с тем, что он будет обменен на интернированного тогда в России униатского митрополита Шептицкого . Только после выезда из России Шептицкого австрийские власти выпустили отца Николая из тюрьмы и разрешили ему выехать на Родину.

Православные храмы в Австрии

Известно, что сто лет назад, на освящении Никольского храма в Вене были настоятели греческого и сербского приходов Вены. Известно также, что имелись православные храмы: Троицкий собор и Георгиевский греческий храмы. Это - старейшие, наравне с русской, православные общины Вены.

Троицкий собор принадлежал греческой общине Австрии, под омофором Константинопольского Патриарха. Ряд лет австрийскую кафедру Константинопольского Патриархата занимал митрополит Хризостом (Тситер) . Ныне ее глава- митрополит Михаил. В Саввинском сербском храме ряд лет настоятельствовал протоиерей Живота Михайлович. Дом при храме освящен в, новостное сообщение на портале Седмица.RU , 15.01.2014:

gastroguru © 2017