Уровень коррупции в странах мира. Взятки и подкупы: рейтинг самых коррумпированных стран

Коррупция – фактор, сдерживающий экономику и развитие общества. Под данным термином подразумевают чрезмерное использование полномочий должностным лицом. Подобные деяния в ряде государств мира приравниваются к мошенничеству и наказывается согласно статьям уголовного кодекса.

Искоренение коррупции – сложный процесс. Еще труднее – правильно оценить ее в масштабах одной страны. Поговорим о том, как происходит подсчет индекса и представим список самых коррумпированных стран.

Что такое Индекс восприятия коррупции?

Наиболее известный и широко используемый рейтинг коррумпированных стран составляется неправительственной организацией Transparency International. Он называется Corruption Perceptions Index (CPI), что в переводе на русский означает Индекс восприятия коррупции.

Задача международной организации – провести глобальное исследование в области государственного управления и предпринимательства. Индекс – своеобразный итог о проделанной работе. Изучению подлежат любые злоупотребления служебным положением, не только факты прямого подкупа.

Карта, наглядно показывающая уровень коррупции в странах мира на 2018 год

Как рассчитывается индекс восприятия коррупции

За основу берутся результаты опросов предпринимателей и аналитиков из стран мира. Им предлагается оценить уровень коррупции в стране по 100-балльной системе. Средняя оценка есть искомый индекс.

Организация Transparency International подчеркивает, что статистика, предоставляемая государственными органами, не может быть объективной при подсчете индекса, поскольку ряд дел в коррумпированных странах могут закрываться, не доходя до суда, или не возбуждаться.

Опрашиваемые предприниматели сталкиваются с коррупцией при ведении бизнес. Опрашиваемые аналитики имеют прямое отношение к проблеме, они занимаются ее изучением внутри страны.

Формирование рейтинга стран

Оценка означает следующее: чем она выше, тем менее коррупционной является государство. Чем ниже в строчке оно расположено, тем хуже в нем обстоит ситуация с незаконным обогащением, превышением должностных полномочий.

При определении положения в списке учитываются данные за последние три года. Отметим, что изменения оценки происходят медленно.

Список стран по индексу восприятия коррупции

Новый список организация публикует ежегодно. Исследуем его с конца и представим самые коррумпированные страны мира. Полную картину мира можно найти Transparency International.

На карте страны окрашены в цвета, начиная от светло-желтого и заканчивая бордовым. Светлые оттенки говорят о том, что государство получило высокий балл от экспертов и предпринимателей. Красные и бордовые оттенки указывают на наличие серьезных проблем и препятствия в развитии экономики.

Дания – страна, свободная от коррупции

Список десяти наименее коррумпированных государств выглядит так (в скобках указан совокупный балл):

  1. Дания (88);
  2. Новая Зеландия (87);
  3. Финляндия (85);
  4. Сингапур (84);
  5. Швеция (85);
  6. Швейцария (85);
  7. Норвегия (84);
  8. Нидерланды (82)
  9. Канада (81);
  10. Люксембург (81);

На положение стран с одинаковым индексом в списке влияет статистика за последние 3 года. В 2018 году уровень подкупов и злоупотребления своим положением улучшился в Эстонии, Сенегале, Кот-д’Ивуаре. Ситуация ухудшилась в Чили, Австралии, Турции, на Мальте.

Положение России в коррумпированном мире

О том, что в России проблема стоит остро, знают все. Коррупция существует во всех областях жизни населения. За деньги решаются сложные вопросы, граждане считают борьбу правительства в области подкупов незначительной.

Российская Федерация на 2019 год занимает 138 место в рейтинге восприятия коррупции, набрав 28 баллов. Отмечается ухудшение позиций последние 3 года.

По данным Transparency International коррумпировать россиянам приходится в жизненно важных областях:

  • правоохранительных органах;
  • системе здравоохранения;
  • системе образования;
  • государственном управлении;
  • налогообложении.

О рисках такого положения говорили и русские цари, но коррупция всегда была исторически вовлечена в систему управления государством.

Только за период 2010-2016 гг. в России были раскрыты преступления с коррумпированной составляющей в следующих областях:

  • освоение космоса (хищения при выделении средств на развитие ГЛОНАСС, строительство космодрома «Восточный»);
  • игорный бизнес (дело о «крышевании» сотрудниками прокуратуры казино в Подмосковье);
  • энергетика (уголовное производство «РусГидро»);
  • агропромышленный сектор (хищения в «Росагролизинге» на сумму более 30 млрд. рублей).

В конце 2017 г. четыре руководителя крупных компаний были осуждены за хищения свыше 400 млн. рублей, выделенных на развитие ГЛОНАСС

Перечисленные случаи – малая часть громких уголовных дел, в ходе которых выявлялись факты вымогательств, подкупов.

Топ-10 самых коррумпированных стран мира

Сомали (10)

Аутсайдер рейтинга на протяжении 5 лет – Сомали. Последствия гражданской войны – разрушенная экономика, анархия, высокий уровень безработицы, наличие криминальных структур. Сегодня государство пытается построить новую экономику, участвует в программе международного кредитования.

Открыть бизнес в Сомали без поддержки властных структур невозможно.

Гражданская война в Сирии и последующая военная операция иностранных государств серьезно подорвали политические и экономические силы. Восстановить разрушенную инфраструктуру – сложная задача. В ближайшее десятилетия сирийской власти предстоит бороться с подкупами, хищениями из казны.

Положение Сирии улучшат инвестиции, но их поступление не предвидится при высоком уровнем коррупции

Внешние вливания не скоро придут в Сирию, поскольку инвесторы строго оценивают собственные риски и не готовы жертвовать деньгами.

Южный Судан (13)

Государство обрело независимость в 2011 году. Межэтнические конфликты вспыхивают ежегодно, на территории свободно действуют вооруженные банды, которые контролируют регионы. Говорить о наличии свобод в Южном Судане не приходится.

Африка – континент с наиболее развитой коррумпированной сетью. В 2017 году период засухи привел к голоду в Южном Судане, что усугубило положение жителей.

Средние показатели уровня коррупции в Африке

Йемен (14)

До начала конфликта в Йемене государство являлось беднейшим среди соседей по арабскому миру. Запасы нефти не велики, количество «черного золота» в недрах иссякает. Граждане разделены на племена, каждое из которых имеет власть в определенном регионе. Подобная ситуация оказывает негативное влияние на политическое и экономическое положение.

Кризис 80-х годов в КНДР продолжился с распадом СССР. Жители массово занимались контрабандой китайской продукции, зарплаты на государственных предприятиях были низкими. Если 30 лет назад государство было наименее коррумпированным в мире, с приходом в страну частного бизнеса все изменилось. Чиновники оказались во власти соблазнов.

После кончины Ким Ир Сена уровень коррупции возрос в несколько раз

Судан (16)

Судан продолжает воевать с южным соседом за территории, поэтому риски для ведения бизнеса высоки. По данным исследования Всемирного банка «Doing Business» государство занимает последние строчки, открыть и вести свое дело – большая проблема.

Гвинея-Бисау (16)

В Гвинее-Бисау развито вымогательство. Взятки просят открыто полицейские, чиновники, врачи. Устроиться на работу без указанной суммы невозможно.

Перевалочный пункт между Колумбией и Европой по пути доставки кокаина – Гвинея-Бисау. Бизнес контролируют все структуры власти

Вторая актуальная проблема – контрабанда наркотиков. В Гвинее-Бисау этот бизнес контролируется армией, правоохранителями, судьями.

Экваториальная Гвинея (16)

В 2017 году появилась информация о том, что президент Экваториальной Гвинеи отмывает деньги из Европы и США при помощи команды из граждан Украины, ранее состоявших на дипломатической службе. Взяточничество присутствует во всех сферах жизни граждан страны, борьба с ним не ведется.

Война в Афганистане и десятилетиями не прекращающиеся вооруженные конфликты – ключ к проблеме коррупции. Процветают наркоторговля, множатся террористические группировки. Заложниками ситуации являются граждане. Ежегодно в Афганистане растет число лиц, ставших беженцами внутри собственной страны. Помощь им никто не оказывает.

Афганистан – один из крупнейших в мире производителей опиума

Ливия (17)

Война в Ливии породила коррупцию во всех областях жизни общества. Стало принято брать и давать взятки. Бюджет «распиливают», завышая стоимость сделок на открытых аукционах. В настоящее время в стране нет порядка, вспыхивают скандалы о продаже людей в рабство, взятках в секторе государственного управления.

Рейтинг самых коррумпированных европейских стран

Региональный анализ показал, что Европа – территория со сравнительно небольшим уровнем коррупции. Средний балл – 66 из 100. Для сравнения, средний показатель Африки вдвое ниже.

Всемирный Банк утверждает, что ситуация с коррупцией в Украине не улучшается

Если рассматривать Европу без учета Российской Федерации, о которой сказано выше, рейтинг погрязших во взятках стран выглядел бы следующим образом (в скобках указан балл):

  1. Украина (32);
  2. Молдова (33);
  3. Албания (36);
  4. Косово (37);
  5. Македония (37);
  6. Босния (38);
  7. Сербия (39);
  8. Болгария (42);
  9. Беларусь (44);
  10. Черногория (45).

Если рассматривать часть света в тандеме с РФ, именно она стала бы самой коррумпированной страной в Европе.

Наименее коррумпированный регион – Западная Европа и страны ЕС

Выводы

  1. Индекс восприятия коррупции составляется ежегодно неправительственной организацией Transparency I Она делает выводы на основании опроса предпринимателей и экспертов. Чем выше балл, тем выгоднее положение страны.
  2. Меньше всего проблем со злоупотреблением служебным положением – в Дании, больше всего – в Сомали.
  3. Европа отличается малым уровнем коррупции. Наиболее сложное положение – в России, Украине, Балканских странах.

Украина стала самой коррумпированной страной Европы после России по итогам 2017 года. В рейтинге восприятия коррупции от Transparency International наше государство заняло 130-место.

Международная организация Transparency International опубликовала ежегодный Индекс восприятия коррупции в конце февраля. Каждой стране присвоили оценку от 0 (очень высокий уровень коррупции) до 100 (низкий уровень коррупции).

Украина в этом году получила 30 баллов из 100 возможных, улучшив всей результат по сравнению с 2016 годом всего на 1 балл. Поэтому на карте Европы Украина и Россия (у которой 29 баллов) – самые коррумпированные страны.

Украина – самая коррумпированная после России страна Европы

Эксперты отмечают, что незначительное повышение в рейтинге Украине удалось достичь благодаря тому, что в 2017-м украинские антикоррупционные органы (САП и НАБУ) направили в суд первые дела по подозрению в коррупции высокопоставленных чиновников. Также среди причин незначительного улучшения – реформа рынка газа, работа реестра электронных деклараций, первый год реформы государственных закупок и использование системы ProZorro, а также снижение уровня коррупции в полиции и уменьшение количества случаев, когда бизнес вынужден давать взятки.

Украина оказалась в компании таких стран, как Гамбия, Иран, Мьянма и Сьерра-Леоне. С ними мы делим 130 место в рейтинге.

Неутешительная "компания" Украина в рейтинге восприятия коррупции

Среди соседей Украины самая лучшая ситуация с восприятием коррупции в Польше – страна с 60-ю баллами заняла 36 место в мире. Правда, по сравнению с 2016 годом, поляки потеряли 7 позиций. В Словакии уровень восприятия коррупции оценили в 50 баллов. Все остальные страны-соседи Украины набрали меньше 50-ти баллов.


Какой уровень коррупции в странах-соседях Украины

Возглавляют Индекс восприятия коррупции от Transparency International Новая Зеландия (89), Дания (88) и Финляндия (85). Наиболее коррумпированными странами мира названы Сомали (9), Южный Судан (12) и Сирия (14).


Страны с наибольшим и наименьшим уровнем коррупции

По словам экспертов, показатели ниже 50 баллов имеют более двух третей из 180 стран в рейтинге. "Это означает, что более шесть миллиардов людей живут в коррумпированных странах", – говорится в отчете.

Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) за 2018 год. Россия заняла 138 место из 180 и набрала 28 баллов из 100. Последние три года Россия набирала 29 баллов, а в этом году потеряла один балл и опустилась на три места. Столько же баллов набрали Папуа-Новая Гвинея, Ливан, Иран, Гвинея и Мексика.

Индекс восприятия коррупции - составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Он составляется на основании опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру, и выходит ежегодно с 1995 года. Страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто - самый низкий.

В группе лидеров произошли несущественные изменения: первое место заняла Дания (88 баллов), второе - Новая Зеландия (87 баллов), а третье разделили Финляндия, Швеция, Швейцария и Сингапур (по 85 баллов). В конце списка - Сомали (10 баллов), Сирия и Южный Судан (13 баллов). Соединенные Штаты Америки получили 71 балл (на 4 балла меньше, чем в прошлом году) и впервые за долгое время не смогли попасть в первую двадцатку лидеров. Также два балла потеряла Бразилия, заработав самый низкий показатель ИВК за семь лет - сейчас у нее 35 баллов.

В группе стран СНГ и географических соседей России самый большой рывок совершил Таджикистан - с 21 до 25 баллов. На два балла улучшили свое положение Украина (с 30 до 32 баллов) и Молдавия (с 31 до 33 баллов). Часть стран остались с прежними результатами (Казахстан - 31 балл, Армения 35 баллов, Киргизия 29 баллов). Азербайджан же потерял целых 6 баллов: в ИВК - 2018 страна получила 25 баллов против 31 в 2017 году.

Помимо традиционного индекса, ИВК - 2018 включает в себя дополнительное исследование, показывающее взаимосвязь между уровнями восприятия коррупции и уровнем демократии в стране. В рамках этого исследования авторы анализируют связь между коррупцией и глобальными трендами развития демократии в условиях, когда демократическим институтам и нормам угрожают зачастую авторитарные лидеры или популисты.

С точки зрения «Трансперенси Интернешнл - Россия», Российская Федерация отлично иллюстрирует эту тенденцию. Проблемы с коррупцией связаны с тем, что действующие институты демократического общества зачастую подменяются их имитацией. В связи с этим, мы видим следующие возможности для исправления ситуации:

  1. Дополнить антикоррупционное законодательство нормами, регулирующими лоббирование, раскрытие бенефициарных собственников активов и защиту заявителей о коррупции. Ратифицировать Конвенцию Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию и принять соответствующие поправки в национальное законодательство.

  2. Исполнять обязательства в рамках международного антикоррупционного права, включая рекомендации Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО). Реализовать меры по возвращению активов, украденных посредством коррупционной деятельности, и расследованию трансграничных финансовых преступлений.

  3. Повысить независимость избирательных комиссий, минимизировать влияние органов исполнительной власти на процесс их формирования.

  4. Разработать методические рекомендации и материалы для преподавателей университетов и учителей в школе, чтобы дать им применимые инструменты антикоррупционного образования. Научить учителей и преподавателей их применять.

  5. Не применять экономические, организационные, законодательные и информационные меры, ограничивающие гражданское общество и журналистов. За последние два года набор этих мер пополнился массовыми «ликвидационными» штрафами и компенсациями, которые ставят под угрозу существование независимых СМИ, антикоррупционных организаций и гражданских объединений.

  6. Вместо этого - более активно и охотно реагировать на расследования журналистов и активистов, касающиеся публичных должностных лиц.

  7. Ограничить роль государства в тех сферах общественной жизни, которые могут развиваться сами. Примеры излишнего присутствия государства, приводящего к коррупционным практикам, можно найти в наших публикациях, посвященных или .

  8. Противодействовать возникновению и функционированию неформальных общественных институтов, которые заменяют собой институты формальные, но распределяют ресурсы, полномочия и бюджеты по своему усмотрению, непрозрачно и не подотчетно.

  9. Наконец, открывать больше данных на всех уровнях.

    Материалы ИВК-2018

Россия заняла 131-е из 176 мест в Индексе восприятия коррупции - 2016 (ИВК-2016), который каждый год составляет международная организация Transparency International. Россия получила 29 баллов из 100, оказавшись в одном ряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной.

По сравнению с Индексом 2015 года положение России фактически не изменилось: она получила то же количество баллов, а снижение позиции в рейтинге (со 119-го до 131-го места) обусловлено тем, что в этом году в нем учитывается большее количество стран.

Первое место в ИВК-2016 разделили Дания и Новая Зеландия (по 90 баллов), второе заняла Финляндия (89 баллов), третье - Швеция (88 баллов). Аутсайдеры рейтинга - Северная Корея (12 баллов), Южный Судан (11 баллов) и Сомали (10 баллов). Состав лидеров и аутсайдеров по сравнению с 2015 годом почти не изменился.

Индекс восприятия коррупции - составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Transparency International выпускает ИВК ежегодно с 1995 года. Индекс рассчитан на основании данных за последние два года (2015–2016), собранных 12 независимыми организациями в ходе опросов среди экспертов и предпринимателей по всему миру. Страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. Ноль баллов получают страны с самым высоким уровнем восприятия коррупции, 100 - с самым низким.

По мнению генерального директора «Трансперенси Интернешнл – Россия» Антона Поминова, в 2016 году в России «ранее существовавшая тенденция к уточнению норм антикоррупционного законодательства дополнилась безудержной охотой на отдельных коррупционеров и приравненных к ним». По словам вице-президента международного движения Transparency International Елены Панфиловой, эта охота лишь похожа на настоящую: «На самом деле довольные посетители стреляют в тире из заранее заготовленного ружья по уточкам, которые хозяин заботливо расставил по полочкам».

Среди наиболее важных внешних факторов, повлиявших на положение в ИВК-2016 России и других стран, - утечка документов компании Mossack Fonseca («Панамские документы»). В опубликованном архиве фигурировали офшоры людей из окружения высокопоставленных российских чиновников. Информация об этом широко освещалась в российских и иностранных СМИ и не могла не повлиять на ответы респондентов.

Согласно докладу группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (GRECO), Россия в 2016 году полностью выполнила 10 его рекомендаций по борьбе с коррупцией из 21, а оставшиеся 11 выполнила частично. Кроме того, в этом году Россия стала участником соглашения Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) об автоматическом обмене финансовой информацией с налоговыми службами других стран, который должен начаться в 2018 году.

Наблюдаются некоторые улучшения в сфере антикоррупционного законодательства, однако правоприменительная практика меняется мало. Так, законодательно закреплено изъятие незаконно нажитой собственности, однако на практике эта мера почти не применяется.

Российским чиновникам запретили владеть иностранными финансовыми инструментами. Принят закон о «черном списке» людей, уволенных с государственных должностей и из правоохранительных органов за коррупционные нарушения. Введена ответственность компаний за то, что они не хранят или не обновляют данные о своих бенефициарах. Правительство своим постановлением от 28 июня 2016 года № 594 запретило федеральным чиновникам работать с организациями, сотрудниками которых являются их родственники. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда 31 октября 2016 года постановила, что чиновник может быть уволен за непредоставление сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга.

С другой стороны, из Национального плана по противодействию коррупции на 2016-2017 годы пропало упоминание о защите заявителей о коррупции - важнейшем элементе антикоррупционной политики. По-прежнему не принят закон о лоббизме, упомянутый в предыдущем Национальном плане.

Во второй половине 2016 года широкий общественный резонанс вызвали громкие дела против высокопоставленных чиновников. Например, министр экономического развития Алексей Улюкаев и генерал ФСО Геннадий Лопырев были задержаны в ноябре, а полковник-миллиардер Дмитрий Захарченко из МВД - в сентябре. Однако эти дела далеко не всегда воспринимались гражданами России в антикоррупционном контексте: как показал опрос ВЦИОМ, более половины россиян посчитало арест Улюкаева «показательной акцией или сведением счетов», а не реальной борьбой с коррупцией.

«Настоящая антикоррупция и последующее развитие страны возможны только тогда, когда начинают укрепляться институты, наиболее важными из которых является прозрачные, честные выборы для контроля за политиками от главы сельсовета до президента, а также независимая ни от одной из ветвей власти, облеченная доверием граждан и бизнеса и эффективно, а не для палочки работающая система верховенства права», - говорит Антон Поминов.

Рекомендации:
1. Разработать и принять законы о лоббистской деятельности и о защите заявителей о коррупции.
2. Обязать правоохранительные органы реагировать на общественные и журналистские расследования.
3. Включиться в международное сотрудничество по возвращению активов и установлению бенефициарных собственников.
4. Обеспечить выборность председателей судов и случайное распределение дел между судьями в рамках их специализации; обеспечить независимость хозяйственной деятельности судов от исполнительной власти и от Администрации президента.
5. Повысить независимость избирательных комиссий, сведя к минимуму влияние на процесс их формирования со стороны органов власти.

Контактная информация:

Все слышали о проблеме коррупции и громких заявлениях о борьбе с ней. Но, к сожалению, многие не до конца понимают причины этого явления и масштабы его распространенности. В таком случае трудно понять, какие методы действительно могут противодействовать коррупции, а какие – лишь популизм и красивые слова. Давайте рассмотрим основные причины и последствия коррупции, а также проблемы, связанные с ее искоренением в мире и в России.

Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Существует много вариантов его определений. Если обратится к словарю, определения коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона. Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением (…) либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды» . Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров , а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

Интересный факт: Как сообщает Всемирный Банк, страны, которые активно противодействуют коррупции, могут увеличить ВВП в 5 раз!!! в течение года.

Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

  • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
  • повышение прозрачности госструктур;
  • независимость СМИ;
  • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
  • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.

Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

  • активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
  • взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
  • особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
  • принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
  • повышение ответственности всех причастных сторон.

Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

  1. Дания.
  2. Новая Зеландия.
  3. Финляндия.
  4. Швеция.
  5. Норвегия.
  6. Швейцария.
  7. Сингапур.
  8. Нидерланды.
  9. Люксембург.
  10. Канада.

Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

Интересный факт: Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников . Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.

Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

Коррупция в современной России представляет собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран– медленно ухудшается: с 119-го на 131-е место. Больше половины граждан не верят, что могут внести вклад в борьбу с коррупцией в России.

Интересный факт: Ежегодно в России платят взяток на сумму, равную ВВП такой страны, как Греция.

С целью решения проблемы коррупции в России был учрежден Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, а также специальный отдел при прокуратуре.

Согласно законодательству РФ, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:

  • штраф;
  • лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;
  • исправительные, принудительные или обязательные работы;
  • условный или тюремный срок до 12 лет.

Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.

Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение.

Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.

Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.

gastroguru © 2017